Н. Паганини. С портрета К. Вегаса. 1830 г.
Паганини сочинял главным образом ка-
мерные
произведения
(сонаты
для
скрипки и гитары, карнавальные дивер-
тисменты, ноктюрны
a quartette
и др.) —
обстоятельство, необычное для началь-
ного этапа биографии концертирующе-
го виртуоза, и потому располагающее к
определенным выводам.
Из отзывов слушателей-современ-
ников
Когда я дожжен был услышать его в
первый раз, я думал, что он начнет не-
бывало сильным звуком. Но он начал так
слабо, так незначительно
. -
Роберт
Шуман.
Паганини,
по-видимому,
пытался
скрасить этот свой недостаток как несо-
ответствующий новой „маскулинной“
трактовке скрипки, для чет прибегнул к
ряду ухищрений. В частности, специфи-
ческие наганиниевскне „фокусы“— шра
на четвертой струне, использование всех
видов флажолетов — были призваны
привлечь слушательское внимание сво-
ей оригинальностью и таким образом
переключить его с интенсивности тона
на необычность тембра. Паганини часто
компенсировал недостаток силы звука
количеством „звучащей массы"— изла-
гавшееся его предшественниками
и
старшими современниками одноголос-
но у него представало в виде двойных
нот или аккордов.
В начале карьеры, до выработки свое-
го специфического исполнительского
стиля, Паганини, по собственному при-
знанию, применял более толстые, чем
принято, струны7; этот способ увеличе-
ния силы тона он использовал по при-
меру Пуньянн. Однако ни утолщение
7
N. Paganini.
AiHobiographie.//,,Allgeineine Musi-
kalischc Zcitung“. 1830. Moi. №
20
. Цит. no:
(>
de
Сайку.
Paganini, the Genoese. Vol. 2. New
York. 1977,
p. 367.
струм, мм
утяжеление КОЛОДКИ
С
помо-
щью специальных вставок, по-видимо-
му, не могли вполне разрешить досад-
ную проблему. Ее удалось преодолеть
лишь тогда, когда в руках скрипача ока-
зался инструмент, наделенный особо
мощным,
„дальнобойным“
голосом.
Прозвище „Пушка“, которое артист дал
своей скрипке, прямо указывает на то,
какое качество он ценил в ней больше
всего.
Что касается певучести, то и эта скри-
пичная „добродетель“, очевидно, с само-
го начала не была сз мы iым местом
11
ага-
нини.
Некоторые исследователи, пытающи-
еся представить генуэзского скрипача
универсальным исполнителем, способ-
ным в равной степени изумлять вирту-
озными трюками и волновать „исполне-
нием простой мелодии“8
, приводят в до-
казательство отзывы современников.
Однако стоит отметить, что все восторги
по поводу кантилены в исполнении Па-
ганини исходят не от итальянцев, а при-
надлежат исключительно австрийским,
немецким или французским поклонни-
кам артиста (среди них —
Бауэрифельд
п Шуберт, а также Фридрих Вик, Мен-
дельсон, Берлиоз, Фетнс). Кроме то-
го, подобные комплименты относятся
лишь к 1830-м годам, то есть появляют-
ся в конце исполнительской карьеры
музыканта.
Из отзывов слушателей-современ-
ников
...Знатоки говорят, что он несомнен-
но обладает великолепной техникой ле-
вой руки, двойных
нот и всех видов пасса-
жей, но те самые качества, которые це-
нит толпа.
.. не могут компенсировать
его недостатки: отсутствие полного то-
на, долгого движения смычка и изящества
певучего стиля— Людвиг Шпор (1816 г.).
Не говорите мне о нем! Я слышал
его, этого однострунного чародея, кото-
рый не имеет большой музыкальной глу-
бины, но который может лишь удивлять
слушателей своей технической ловко-
стью, без того, чтобы извлечь [хотя бы
один/ благородный, полный, округлый
тон.
Сальвини, скрипач,ученик Тарти-
ни (1818 г.).
Паганини безусловно осознавай свой
недостаток п, начав с применения неко-
торых технологических уловок (извест-
но. что на раннем этапе он использовал
очень длинный смычок), все же добился
впоследствии, примерно к середине
1810-х годов, определенных успехов и в
исполнении кантилены.
н A. Haclirnann.
I„es Grands Violonistesdu Passe. Paris.
1913. i>. .421.
Вообще „божественный“- как назван
его Готье в стихотворении „Венециан-
ский карнавал“—
смычок Паганини на
сегодняшний день вызывает гораздо
больше
вопросов,
чем
знаменитый
„Cannone“. К примеру, почему родному
городу была завещана только скрипка,
без смычка? - ведь очевидно, что по-
следний является важным, может быть,
даже важнейшим ключом к пониманию
того, как играл Паганини и почему он
играл так, а не иначе.
0 СМЫЧКЕ.
На основании описания иагаииниев-
ского смычка, приводимого младшим
совреме! ш
11
ком виртуоза, i юрвежею i м
скрипачом Уле Буллем, можно заклю-
чить, что артист biшугъ до 30-х годов i i г-
pai смычком не конструкции Франсуа
Турта'1
, применяющимся в академиче-
ском исполнительстве и поныне, а более
архаичным, так называемым крамеров-
ским"’. Свидетельство Булля подтверж-
дают иконографические материалы - в
частности, известный портрет Паганини
работы Карла Бегаса.
Отыскать однозначное объяснение
этому предпочтению довольно сложно.
Не исключено, что индивидуальные
особенности Паганини (в первую оче-
редь чрезвычайная раздражимость нерв-
ной системы), затрудняющие медленное
и ровное ведение правой руки и обусло-
вившие, по-видимому, также проблемы
со сменой смычка, соответствовали воз-
можностям именно этой модели, кото-
рой
удобно
исполнять
прыгающие
штрихи. Обоюдное соответствие и со-
здаю тот причудливый стиль, близкий
исполнительскому стилю виртуозов „га-
лантной эпохи“ (Вивальди, Локателли),
который в силу своего несоответствия
канонам современных Паганини скри-
пичных школ не пользовался располо-
жением ареопага знатоков и был при-
знан только романтической эпохой с ее
культом
1111
див
1
(дуальною. Прыгают!те
штрихи как характерная особенность
исполнительского стиля Паганини лю-
бопытным образом нашли отражение в
карикатурах на артиста, где он, подобно
своему смычку, часто предстает прыгаю-
щим, танцующим.
Тот же Уле Булль рассказывает, что
известный
парижский
скрипичный
мастер Жан Батист Вильом предлагал
у Смычок современной конструкции, стандартизи-
рованный по второй половине XVIII века француз-
ским
мастером
Франсуа Тертом
на основе молелен
его отца Лун Турта и
старшего брата Ксавье.
10
В
смысле конструкции крамерокекпн смычок
представляет собой промежуточный тип
между ба-
рочным
и
туртонскнм. Назван но имени
скрипача н
дирижера Вильгельма Крамера (отца Иоганна), ко-
торый
широко использовал .тгу модель смычка. Вся
струнная группа возглавляемого им
мам
гейме кого
оркестра играла такими
смычками
с 1760
но 1785 г
АуяиоМ агазин 6/1998
предыдущая страница 59 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 61 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст