а у д и о к л у б
5 7
ча его искусство получило признание
лишь в середине 1810-х годов
после
имевших большой успех двенадцати вы-
ступлений в Милане (ноябрь —
декабрь
1813 г.) и нашумевшего концерта-по-
единка с французским скрипачом Шар-
лем Филиппом Лафоиом (театр Ла Ска-
ла, 11 марта 1816 г.). На гастроли за пре-
делы Италии Паганини впервые выехал
только в возрасте сорока пяти лет. Куль-
минация его исполнительской деятель-
ности приходится на начало 30-х го-
дов - то есть на время, когда музыканту
было уже иод пятьдесят (он умер в 1840 г.
на пятьдесят восьмом году жизни). Все
это тем более странно, что карьеру скри-
пача Паганини начал довольно рано,—
доподлинно известно, что на тринадца-
том году жизни (31 июля 1795 г.) он вы-
ступил публично в генуэзском театре
Саит-Агостиио на собственном концер-
те-бенефисе Период продолжительно-
стью около полутора десятков лет — с
конца 1790-х годов до 1813 года — ниче-
го по существу не изменил в его судьбе.
Скрипач выступал главным образом в
провинциальных городах - Модене,
Ливорно, Лукке, Чезене, Форли, Рими-
ни.
.. В Лукке он одно время занимал
должность оркестрового музыканта, а
спустя пару лет после воцарения в горо-
де сестры Наполеона Элизы Бачоккн
был „повышен“ до звания профессора
скрипки2
*
*
. В более крупных культурных
центрах ему случалось играть нечасто —
По два концерта он дал в Турине (1808)
и Болонье (1811), один раз выступил в
Парме (1811).
Приведенные факты принято трак-
товать в извинительном тоне — небла-
гоприятная социально-политическая
обстановка, не способствующая интен-
сивным гастролям, непонимание со-
времен і пікам
11
новаторе ких устремле-
ний гения.
.. Однако предложенные
объяснения отнюдь не исключают то-
го. что Паганини-исполнитель просто
не был наделен какими-то чисто скри-
пичными „добродетелями", которые в
его время почитались основными.
В кругу знакомых Паганини реклами-
ровал себя как самоучку. Впоследствии
романтическая эпоха придавала этому
обстоятельству особое значение, ибо оно
отвечало ее установке на уникальность
гения, наделенного свыше тем, „чему
нельзя ни научить, ни научиться“'.
11
о
был ли Паганини самоучкой но собст-
венному убеждению или стал им в силу
СЛОЖИВ!!!ИХСЯ
обсТОЯТСЛЬСТВ?
2
В
Италии
того времени
слово .
.профессор" обозна-
чало музыканта, который
умел читать ноты
(то есть
мог петь И
.'Ill играть не но слуху), и
служило синони-
мом
слона „профессионал".
Г
. Гейне.
Собрание сочинений в десяти томах. Т. 8
:
Лютеция. Л.
. 1958. с. 208.
Обратим внимание еще
на одну
странность
биографии
знаменитого
скрипача, относящуюся к годам его
юности. Уже упоминавшийся концерт-
бенефис 1795 года был организован с
целью сбора средств для дальнейшего
совершенствования подающего надеж-
ды отрока „в его профессии под руко-
водством именитого профессора г-на
Роллы“'. Странность состоит в том, что
11
арма, где в то время находился на при-
дворной службе скрипач и альтист
Алессандро Ролла, расположена от Ге-
нуи приблизительно на том же расстоя-
нии, что и Турин —
город, оказавшийся
после смерти Тартини крупнейшим в
Италии центром скрипичного искусст-
ва. Здесь еще жил легендарный Пунья-
ни — ученик основателя пьемонтской
школы Дж.-Б. Сомиса. Тем не менее, ге-
нуэзского вундеркинда отправляют в
Парму к не столь авторитетному Ролле.
Предполагая в этом месте вступление
негодующего хора апологетов Пагани-
ни. объясняющего предпочтение, отдан-
ное Парме и Ролле, преклонным возра-
стом Пуньяни, опасностями путешест-
вий в горах либо высокой стоимостью
обучения в Турине, спешу напомнить
конец этой истории. Как известно, Рол-
ла отказался заниматься с Паганини-
подростком, считая для него более необ-
ходимыми (или перспективными) заня-
тия контрапунктом. Свыше трех деся-
тилетий спустя Паганини представил
эту встречу с Роллойдля своих потенци-
альных зарубежных почитателей следу-
ющим образом. Известный пармский
виртуоз якобы услышал из спальни свой
скрипичный концерт, который в гости-
ной читал с листа мальчик из Генуи, при-
шел в великое изумление и заявил, что
ничему большему научить его не смо-
жет. Однако очень возможно, что эта
льстящая Паганини история, наряду с
еще несколькими, рассказанными им в
автобиографиях, искажает действитель-
ность. Отказ учить юного генуэзца и со-
1
„Ау\ч$1м
. 1795. 25 1и#Но, №
30. р. 233.
вот занятая контрапунктом скорое все-
го означа в! другое — Роллу не устроили
некоторые чисто скрипичные стороны
подготовки Паганини, и он со свойст-
венной ему обходительностью попытал-
ся „перепрофилировать“ несомненно
одаренного мальчика, ориентировав его
на сочинение музыки. Допустив, что в
таком предположении нет ничего неве-
роятного, мы не без удивления обнару-
жим в биографии Паганини еще не-
сколько фактов, свидетельствующих о
его безуспешных попытках устроиться в
ученики к ведущим скрипачам (сам ар-
тист, разумеется, никогда об этих попыт-
ках не упоминал). До посещения 11армы
мальчик в сопровождении отца и сво-
его генуэзского покровителя маркиза
Джанкарло ли Негро побывал во Фло-
ренции, где его прослушал Сальвато-
ре Тштги — скрипач, представлявший,
по-видимому, школу Тартини. Встреча,
явно устроенная с целью поступления в
ученики к маэстро, закончилась ничем.
По возвращении из Пармы юный Пага-
нини играл для Крейцера, оказавшегося
в Генуе на гастролях. Именитый скрипач
и новоиспеченный профессор Париж-
ской консерватории предрек юноше, со-
гласно позднейшему свидетельс тву, „не-
обыкновенную славу“5, но в ученики его
взять не пожелал.
Ответ на закономерно возникающий
вопрос о причинах этих странных не-
удач, дает сам Паганини в воспомина-
ниях, поведанных его первому биогра-
фу Юлиусу Максу Шоттки. Расска-
зывая о генуэзском скрипаче Джакомо
Косте, у которого он в течение полугола
брал уроки, артист признается: „Его
принципы [скрипичной игры| часто
казались мне неестественными, и я не
выказывал склонности перенять его
способ ведения смычка и штрихи“6.
Итак, дело скорее всего было в смычке.
Проблемы с правой рукой (опустим
сейчас индивидуальные физиологиче-
ские и психофизиологические особен-
ности Паганини, обусловившие эти
проблемы) неизбежно должны были
отразиться на звучании инструмента, и
прежде всего на двух основных его каче-
ствах — силе и певучести.
Среди отзывов об игре Паганини — и
это показательно - напрасно искать
комплименты силе тона. Данное обстоя-
тельство становится особенно заметным
на фоне похвал, расточаемых мощному
звучанию инструментов в руках Пунья-
нп, Виотти или Крейцера. Интересно,
что в течение первого творческого пе-
риода. условно называемого луккским,
*
’ Inaugurazionc del Bust о di Nicolö Paganini nella
Villctta di Negro.
.. Genova. 1855. p. 64.
G
J. XI. Schottin/.
Paganini’s Leben und Treiben als
Künstler und als Mensch.
.. 2. Aull. Prag. 1909. S. 255.
АудиоМ агазин 6/1998
предыдущая страница 58 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 60 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст