5 6
а у д и о к л у !
В последстш
111
„фем I !
11
псп шеская“
трактовка скрипки вообще и скрипки
llaraiiHiiii в частности практически без
потерь была перенесена на русскую
почву, где культивировалась и в нашем
столетии. Ее обертоны легко уловить
как в „Истории солдата“ Стравинского,
так и в недавнем четырехсерийном ху-
дожественном телефильме о легендар-
ном генуэзце.
Распространенный миф соответству-
ет действительности с точностью до на-
оборот. Реальное положение дел в зна-
чительном степени также обусловили
языковые нормы, но только языков ро-
манской группы (итальянского в том
числе), где слово „скрипка“ (il violino)
обозначалось существительным муж-
ского рода.
Эпоха кастратов, экспортировавших-
ся в Европу из Италии, возвела скрип-
ку — по аналогии с primo musico (пер-
вым соираннстом) итальянской оперы-
seria — на высшую ступень иерархии
смычковых инструментов. Ей, наделен-
ной в струнной группе самым высоким
голосом, предписывалось сладостно
петь, вызывая у слушателей представ-
ление о надмирных сущностях.
Милитаризованная эпоха Француз-
ской революции и правления Наполео-
на пересмотрела ставший привычным
семантический образ скрипки. Остава-
ясь на той же высшей иерархической
ступени, инструмент заговорил теперь,
как полководец и/или император,—
истово и властно. Начало такой транс-
формации положил Джованни Баттиста
Виотти своими последними скрипич-
ными концертами парижского периода
(№
16 — №
19). Позже новый образ
культивировали последователи Виот-
ти — Родольф Крейцер и Пьер Род; в
творчестве Паганини он закрепился
окончательно. Генуэзский виртуоз из-
менил самый тембр „голоса“ инстру-
мента — сладчайшему сопрано струны
Ми он решительно предпочел зычный
тенор струны Соль. Новой „наполео-
новской“ трактовке скрипки соответст-
вовало и nom de guerre (батальное про-
звище,
фр.),
которое артист дал своему
инструменту, ныне находящемуся в Ге-
нуе,— „il Cannone“ („Пушка“).
Миф второй: Мы говорим: Паганини,
подразумеваем — Гварнери.
Трепетное отношение скрипача
к
„Cannone“, сравнимое с отношением ге-
нерала к наградному оружию, послужи-
ло основанием для следующего расхо-
жего мнения: звезда Гварнери дсль Дже-
зу взошла со звездой Паганини; якобы
именно он обратил внимание собратьев-
исполнителей и коллекционеров на вы-
дающиеся звуковые качества скрипок с
этикеткой „Joseph Guamerius fecit".
Действительно, многие скрипачи-
виртуозы после Паганини отдавали
предпочтение инструментам дель Дже-
зу. Среди них — Уле Булль, Анри Вье-
тан, Фриц Крейслер, Ян Кубелик, Бро-
нислав Губерман. Яша Хейфец, Леонид
Коган и другие. Однако и до Паганини
ценителей искусства Гварнери было не-
мало. Первым выдающимся исполните-
лем, который играл на скрипке его рабо-
ты, был Гаэтано 11уньяни (1731
1798) —
представитель пьемонтской скрипич-
ной школы. Не без влияния Пуньяни
на инструменты мастера обратил вни-
мание его ученик, основоположник
французской
классической
школы
Дж.-Б. Виотти. Принадлежащая ему
скрипка Гварнери 1735 года перешла за-
тем к его ученику — выдающемуся
скрипачу и педагогу Пьеру Байо. Вид-
ные скрипачи, современники Пагани-
ни,— П. Род (итальянский виртуоз вы-
соко ценил его искусство) и Л. Шпор
■Паганини.
1831г.
(представляемый обычно антиподом
Паганини) — играли на инструментах
работы дель Джезу. Шпор тяжело пере-
живал утрату своего Гварнери, похи-
щенного у него во время одного из гаст-
рольных переездов.
Любопытно, что, судя по описи иму-
щества Паганини, сделанной после его
смерти, инструментов работы дель Дже-
зу у него было всего два, зато почти по-
ловину его коллекции скрипок состав-
ляли инструменты работы Страдивари
(их оказалось семь); остальные мастера
были представлены гак: Никколо Ама-
ти — двумя скрипками, Андреа Гварнери
(дед Гварнери дель Джезу) — одной,
Джузеппе Гварнери (отец Гварнери дель
Джезу) — одной, Карло Тоноии — одной,
Руджери (?) — одной. Преобладание
скрипок Страдивари в паганиниевской
коллекции как будто легко объяснимо
плодовитостью этого мастера, доживше-
го до девяноста трех лет. Инструментов,
вышедших из его рук (в настоящее вре-
мя известно около 630 скрипок), просто
количественно больше, чем инструмен-
тов, которые успел сделать за отпущен-
ные ему судьбой 46 лет Гварнери (им со-
здано всего около 50 скрипок). Однако
анализ сохранившейся части эпистоля-
рия Паганини позволяет уточнить вку-
сы виртуоза и его намерения относи-
тельно приобретения для собственной
коллекции тех пли иных инструментов.
Письма скрипача к его доверенному
лицу Винченцо Мериги, занимавшему
посг первого виолончелиста в оркестре
Да Скала, свидетельствуют о том, что
Паганини проявлял интерес не только к
скрипкам дель Джезу (см., например,
письма от 14 января, 13 марта и 15 ап-
реля 1838 г. или от 3 апреля 1840 г.), но
и к инструментам Страдивари, Амати,
А. Гварнери, Маджини, Гваданыши н
Руджери (те же письма от 14 января
1838 г. и 3 апреля 1840 г., а также письма
от 20 марта и 15 июня 1839 г. и от 9 фев-
раля 1840 г.). Среди качеств, определяю-
щих для него ценность того или иного
инструмента, главным безоговорочно
является не хорошее „происхождение“, а
хорошее состояние и звучание — скри-
пач в нем явно доминирует над коллек-
ционером.
На некоторые размышления наводит
и то обстоятельство, что „Салпопе“— не
единственная скрипка дель Джезу в со-
брании Паганини. Так, замечательный
инструмент 1734 года, относящийся к
„золотому“ периоду Гварнери, подарил
виртуозу в начале 1820-х годов его друг
генерал Доменико Пино. Почему эта
скрипка не стала фавориткой Пагани-
ни? Ответ, думается, прост: скрипач це-
нил не какого-то конкретного мастера
(хотя, как у музыканта, имеющего раз-
витые слух и вкус, у него были свои
предпочтения), а конкретный инстру-
мент за конкретные звуковые качества.
„Саппопе“ какими-то своими парамет-
рами, вероятно, подходил Паганини
больше всего.
Последний вывод позволяет обра-
титься к индивидуальным качествам
Паганпни-скрппача и поговорить о нем
как
ОБ ИСПОЛНИТЕЛЕ.
Биография Паганини являет внима-
тельному наблюдателю одну стран-
ность, никак не согласующуюся с ми-
фом о лучшем скрипаче всех времен и
народов. Даже в Италии известность
пришла к артисту сравнительно поздно,
а международную славу он снискал себе
лишь к концу жизни. На родине скрипа-
АудиоМагазин 6/1998
предыдущая страница 57 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 59 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст