а у д и о к л у б
55
11
ервая часть заголовка апеллирует к
факту, который усердно транспониру-
ется биографами „лучшего скрипача
Италии и, может быть, всего мира
“1
из
одного жизнеописания в другое.
10
ию-
ля 1828 года Никколо Паганини, нахо-
дясь в Вене, получил в знак особого
восхищения его искусством памятную
медалы в серебра и бронзы работы
1
(ше-
фа Ланге с надписью „Perituris sonis non
pcritura gloria“ („Исчезают звуки, не ис-
чезает слава",
лат.).
Вопрос о том, как
звучала скрипка в руках легендарного
виртуоза, вот уже свыше полутора ве-
ков предс тавляется не более чем рито-
рическим.
Из отзывов слушателей-современ-
ников
-
Какой человек, какая скрипка, какой
артист! Боже, сколько горя, сколько
страдания выражают эти
четыре
струны!.
. И ею экспрессивность, его спо-
соб фразировки и. наконец, его душа! -
Франц Лист,
- Пасхальное воскресенье. Вечером
Паганини! Разве это не восторг! Под его
руками самые сухие упражнения пла-
менны, как пророчества Пифии.
Ро-
берт Шуман.
- Я плакал только три раза в жизни.
Первый pat, когда провалилась моя пер-
вая опера, второй раз, когда во время
прогулки в лодке у пап в воду фарширо-
ванный трюфелями индюк, и третий
раз, когда услышал игру Паганини.
Джоаккино Россини.
- Я слышала Паганини в среду.
.. В мо-
литве из „Моисея" Россини он передает
разные голоса по мере того, как они всту-
пают один за другим, а затем сливаются
вместе.
.. Клянусь вам, что я повторяла
слова арфиста: „Кто с хлебом слез своих
1
Стендаль.
Живиь Гайдна, Моцарт и
Мсгасгаано.
Жн
.іііь Россини. М
., 1988, с. 511.
"V
I
л
I
I
Татьяна БЕРФОРД
ffllins soms
В
п о и с к а х
у т р а ч е н н о г о
не ел“
,- содрогалась, рыдала. Это было
поистине воплощение поэмы,—
Ригель
Фарнхаген фон Эйзе.
— Ах, сударыня, это изумительно, не-
вероятно, в его манере играть есть что-
то такое, что может свести с ума! -
Пьер Байо.
Слава Богу, что я пианист!
Иоганн Кример.
Итак, мы слушали адски-небесного
скрипача. Мы были не менее восхищены
его удивительным Adagio, чем удивлены
прочими его дьявольскими фокусами.
Эдуард фон Бауэрнфельд.
Вторая часть заголовка заставляет по-
дозревать автора этих строк в кощунст-
венных намерениях, ибо за пей кроется
вопрос не риторический, но еретиче-
ский:
КАК ЭТО ЗВУЧАЛО НА
САМОМ
ДЕЛЕ?
Романтический миф питается вообра-
жением и сам питает его. Предупрежде-
ние:
предпринимаемая ниже попытка
преодолеть
некоторые
мифологизи-
рованные представления, касающиеся
искусства Паганини, будет по необходи-
мости осуществляться с самой прото-
кольной миной (любителей поэтических
вольностей в духе мадам „де Стиль “ про-
сят не беспокоиться).
Первым, не вполне осознанным, ша-
гом к демифологизации искусства чаро-
дея скрипки стала реставрация его инст-
румента - знаменитого Гварнериуса
(1742), хранящегося, согласно завеща-
нию виртуоза, в Генуе. Мера была вы-
нужденной: состояние скрипки, нахо-
дившейся около девяноста лет в приви-
легированном положении музейного
экспоната, к 1937 году начало внушать
серьезную тревогу; единственным спасе-
нием виделось возвращение инструмен-
та в строй — во всех смыслах. Реставра-
ционные работы производились генуэз-
ским скрипичным мастером Чезаре
Канди, затем их высокое качество под-
твердила авторитетная экспертная ко-
миссия в Кремоне. С этого времени за-
стекленное silentium загадочной скрип-
ки перестало будоражить воображение
своей тайной —
мир услышал воскре-
шенный „голос“ Паганини.
..
...но был ли это -
тот самый
голос?
Оговоримся сразу
импульсом к
столь категоричной постановке вопроса
послужили отнюдь не сомнения относи-
тельно качества реставрации Гварнсрну-
са или выдающихся профессиональных
достоинств скрипачей, которым дове-
лось играть на нем. Оказавшись сего-
дня
в эпоху аутентизма, положившего
постулат подлинности в основу обраще-
ния с „musica Humana",— перед звучащей
реальностью иод условным названием
„так играл Паганини“, хотелось бы полу-
чить музыкально-исторические гаран-
тии ее достоверности, то есть соответст-
вия тем самым „исчезнувшим звукам“.
Вооружись сим нескромным намерени-
ем, попробуем на основе исторических
фактов н историчных соображений вос-
становить. как могла в действительности
звучать скрипка в руках Паганини.
Игнорируя практическую иеразде-
лпмость музыкального инструмента н
исполнителя, продолжим начатый раз-
говор
0 СКРИПКЕ.
Сегодняшние представления о скрип-
ке
1
Іагаппнн. о ее звуковом образе осно-
вываются на нескольких мифах, из кото-
рых представляется целесообразным
выделить два наиболее существенных.
Миф первый: Вдова Паганини.
В периодике прошлого века, совре-
менной знаменитому артисту, время от
времени попадаются „страшные исто-
рии“ о том. как, убив любовницу (вари-
ант: жену), Паганини при помощи кол-
довства заключил в свой инструмент ее
душу. Об этих бульварных байках не
стоило бы п вспоминать, если бы не вну-
шаемая ими исподволь мысль: скрипка
Паганини
его „прекрасная половина“.
Страна изготовления подобной „лап-
ши“- отнюдь не Италия. Романтиче-
ский миф о скрі
111
ке-возл юблен ной по-
лучил распространение в германских
странах - там, где слово „скрипка“ (die
Geige) обозначалось существительным
женского рода. Не забудем, что городом,
с которого Паганини начал свое турне
по Европе, была Вена, затем он посетил
Прагу, где немецкий язык считался
официальным, а потом предпринял
триумфальную гастрольную поездку по
Германии.
АуяиоМ агазин 6/1998
предыдущая страница 56 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 58 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст