а у д и о к л у ї
Мы начали с описания непонима-
ния Шопена романтической эпохой, а
завершили примером поразительного
непонимания Шопена музыкантом
современности. Его музыку любят -
и не понимают, боготворят —
и не
слышат. И это не случайно: усколь-
зающая материя его музыки сопро-
тивляется нашему земному слуху. Но
может, нам удастся ее
увидеть
гла-
зами любившей его женщины.
У
Жорж Саид (которую многие ругали
за чрезмерную литературность, вы-
чурность. экзальтированность) есть
поразительное описание шопенов-
ской импровизации: „Шопен больше
не слушал нас, он отправился к роя-
лю. Он импровизировал, словно на-
угад. Он замер. «Ну же! - воскликнул
Делакруа, - это еще не завершилось».
«Это еще не началось,—
со вздохом
сказал Шопен,—
ничего не пришло ко
мне. ничего, кроме теней, отражении,
намеков, которые не могут сохранить-
ся. Я искал колорит, но не нашел кон-
тура». «Вы нс можете найти одно без
другого,—
возразил Делакруа,—
или
найдете все вместе».
«Но если я хо-
чу найти лунный свет?» —
«Тогда Вы
ищете отражение отражения»,
отве-
тил Морис.
Эта идея понравилась божественно-
му артисту. Он начал импровизиро-
вать, не прислушиваясь к советам. Его
музыкальная линия была хрупкой, ко-
лорит неясным. Но мало-помалу на-
ши глаза привыкли к этому звучанию,
отражавшему самые подспудные дви-
жения аудитории. Его игра попадала в
резонанс с лазурью ночи, легкие об-
лачка которой принимали все формы,
доступные фантазии, они окружали
огромный опаловый диск луны, слов-
но корона. Мы ждали соловья.
И вот возвышенная мелодия роди-
лась" [ 151-
К этому описанию не хочется ниче-
го добавлять. „Глазами слышать
редкий дар любви“ (Шекспир). ◄
Примечания
1. Charles Halle. Lener Го his parents. Paris.
2.12.1836
/.
Пит по: C. F
. and Marie Halle. Life and
letters of sir Charles Halle ßeing an Autobiography
with Correspondence and Dianes. London. 18%.
p. 221 225. Чарльз Халле
знаменитый апглий-
ский дирижер, композитор, пианист, живший в
30-е годы XIX чека ч Париже и близкий кружку
Шопена - Листа.
2. Robert Schumann. Gesammelte Schriften über
Musik und Musiker. Leipzig. 1891. V. 2. S. 23.
3. Ф. Лист. Шопен. Цит по: Маркус С. История
музыкальной м тетики. М., 1968, с. 173.
4
Adam Czattkovski, Zofia Jezevskn. Fryderyk
Chopin. Warsaw, 1970, s. 376.
5. Hum no: Frederick Xieck. Frederick Chopin
.
London. 1902. p. 311. Генриетта Фой/т
жена
лейпцигского купца и покровителя искусств, в
чьем салоне играли Шуман. Мендельсон. Шопен.
Шуман включил ее в братство ,.Давидсбюндле-
ров" под именем Элеоноры и посвятил ей Сонату
соль-минор.
6. Felix Mendelssohn-Bartoldy. Briefe aus den
Jahren 1830 bis 1817. Leipzig. 1817, S. 11.
7. Charlotte Moscheies. Aus Moscheies’ Leben.
Nach Briefen und Tagebüchern. Leipzig, 1872 3. V
. 2.
S. 39.
8. Musical life in Paris 1817 1848. A chapter from
the Memories of Sophie Augustine Leo Musical
quaterly, 1931.2-3 (XVII). p. 401-403.
9. Wilhelm Lenz. Die Glossen Pianoforte Virtuosen
unzerer Zeit aus persönlicher Bekanntschaft. Berlin,
1872. S. 39 40.Ленц. Вильгельм Федорович
рус-
ский юрист, музыкант-любитель, автор знаме-
нитого труда „Вет
.х овен и три его стиля
и
воспоминаний о великих пианистах.
10. Frederick Xieck. Frederick Chopin as a man and
musician. London, 1902. p. 342.
11. Camille Saint-Saëns. Quelques mors sur /exe-
cution des a tier res de Chopin. Le Courtier musical, 13.
10 (1910 г.), p.386.
12. Пит no: Маркус С. История музыкальной
зете тики. М.
. 1968, с. 180.
13. Пит по: Ме/еШ
Dereck. Chopin. London, 1976,
р. 97.
14. К. Копдрашин. Мир дирижера Л., 1976.
<
: КП 104
15. George Sand. Impressions et souvenirs. Dais,
1896. p. 85 86.
MICHELL
GYRODEC И Б Л О К П И ТА Н И Я QC
Символ
точности
« Н а с л а ж д е н и е к а к д л я В а ш е г о с л у х а
,
т а к и д л я г л а з »
AUDIOPHILE
CONCEPT
«ПРЕДЕЛ МЕЧТАНИЙ В ЦЕНОВОЙ КАТЕГОРИИ ДО £1500»
Кен Кесслер, журнал «Hi-Fi News &
Record Review» (Англия)
Тел. (095) 959-1537 Факс (095) 959-1531
А у п и о М а г а з и н 6 /1 9 9 8
предыдущая страница 54 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 56 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст