4 8
а у д и о к л у !
В начале 1995 года началась рабо-
та по созданию цифро-аналогового
конвертора без цифрового фильтра, с
однократной передискретизацией. В
1996 году к моим исследованиям при-
соединился Энди Гроув, и благодаря
его таланту и возможностям мы созда-
ли опытный образец всего за несколь-
ко недель.
Хотя в первой модели частота ди-
скретизации не отфильтровывалась
в полном объеме, всем стало ясно, что.
даже несмотря на этот недостаток, зву-
чание стало значительно более „пра-
вильным“. Оно стало свободнее, с
большим эффектом присутствия, бо-
лее непосредственным, утонченным и
контрастным но сравнению со всеми
цифровыми компонентами, которые
мне приходилось слушать до тех пор.
В потоке цифровых данных сохраня-
лось гораздо больше полезной инфор-
мации. чем можно было предполо-
жить, и было ясно, что этот конвертор
обладает очень широкими возможно-
стями. Поэтому работа над аналоговым
фильтром и межкаскадным трансфор-
матором была продолжена. И вот, поч-
ти три года спустя, мы представили
готовое изделие - „ЭЛС 5"—
конвер-
тор с однократной передискретизаци-
ей без цифрового фильтра, без пере-
синхронизации. без формирователя
шума, без подавления джиттера и про-
чих коррекций н изменений сигнала.
Слушая в течение года окончатель-
ную версию „ОАС 5“. в которой циф-
ро-аналоговое преобразование проис-
ходит без передискретизации, я впер-
вые со времен ранних впечатлений от
цифровой записи в конце 1983 года
моп' утверждать, что „цифра“ может
дать больше, чем я когда-либо предпо-
лагал. поскольку с .
.ОАС 5“ в звучании
впервые присутствовал контраст меж-
ду записями плюс невероятное ощу-
щение пространства зала, где инстру-
менты обрели большую реальность,
незыблемость, фактуру и гораздо бо-
лее определенную локализацию (в тех
случаях, когда это изначально присут-
ствовало в записи). Звучание оркест-
ра стало органичным, в нем играли
действительно настоящие музыканты
в настоящем зале, а не картонные му-
ляжи в звукоизолированной студии.
При воспроизведении струйных инст-
рументов передавалось звучание и
ощущение настоящего дерева, а не
обычные искусственные, пластиковые
тона цифровой записи.
Возможно, это покажется необыч-
ным, но наиболее благотворно эти по-
истине существенные улучшения в
звучании сказались на моей обширной
коллекции исторических фортепиан-
Теперь это соревнование
между двумя формата-
ми, а не между „Ферра-
ри" и велосипедом
5 5
ных записей. Отчетливо проявились
различия в стиле и манере исполне-
ния, в темпе, тональности и звучании
каждого из великих пианистов от Рах-
манинова и Левина до Баре и Китаина.
Это было настоящим откровением,
позволившим мне еще больше оценить
искусство интерпретации, посвящен-
ность и собственно музыкальное ма-
стерство этих великих художников.
Теперь, когда все сделано и сказано,
надо, однако, заметить, что. несмотря
на превосходное, почти аналоговое ка-
чество .
.DAC 5“, я все же продолжаю
считать, что мой проигрыватель грам-
пластинок „AN-ТТ Three Reference“ с
тонармом ,,AN-ls/AN-Vz“ и головкой
„IoGold" звучит лучше при воспроиз-
веден и и хороших записей, но теперь по
крайней мере это соревнование между
двумя форматами, а не между „Ферра-
ри" п внедорожным велосипедом.
В „DAC 5“ применяется микросхема
ЦАП „Analog Device AD1862NJ“, и на
пути сигнала между ней и входным
приемником находится минимальное
количество элементов. Аналоговый
фильтр выполнен таким образом, что
несущую частоту не слышно, хотя на
экране осциллографа ее можно уви-
деть. (Еще один пример труднопости-
жимой связи измерений с реальным
звучанием!) Мы провели множество
экспериментов с фильтрами различ-
ных конфигураций, чтобы выбрать
тот, который пропускает не мешаю-
щий восприятию уровень паразитных
ВЧ-составляющих и влияет на качест-
во звука лишь в допустимых пределах.
В „DAC 5“ предусмотрено преобра-
зование цифрового сигнала с частотой
дискретизации 96 кГц (кроме обычных
44.1 кГц и 48 кГц). Он имеет ленточ-
ный выходной трансформатор с высо-
кой индукцией в зазоре, симметрич-
ный (балансный) выход (600 Ом) с
профессиональным разъемом „Lemo“
(мы делаем серебряные кабели с разъ-
емами „Lemo“) и стандартный несим-
метричный выход с разъемами RCA.
Мы не собираемся патентовать эту
революционную схемную идею или
добиваться на нее авторских нрав, по-
скольку это наложило бы ограниче-
ния на ее использование другими про-
изводителями в ущерб воспроизведе-
нию музыки. Вместо этого мы предла-
гаем небольшое техническое описание
этой технологии всякому, кто желает
проверить эту идею, включая наших
конкурентов, взамен мы лишь просим
помнить, кто именно ее изобрел.
„DAC 5“ стоит недешево —
18500 фун-
тов стерлингов, поскольку и качество
изготовления, и качество элементов,
из которых он собран, источников пи-
тания и трансформатора очень высо-
кое и стоит таких денег. Но даже если
„DAC 5“ вам не по карману, все же по-
слушайте его звучание, потому что это
качественный скачок на уровне рево-
люции в цифровой технике, и. кроме
того, вы можете быть уверены, что с
развитием этого подхода стоимость
аппаратуры неизбежно снизится и что
большинство наших конверторов (на-
чиная с „DAC 3“ и далее) после шести
лет существования на рынке смогут
быть модифицированы для однократ-
ной передискретизации и частоты ди-
скретизации 96 кГц. Это как минимум
еще на шесть лет продлит жизнь этих
изделий на рынке, что подтверждает
нашу цель: работать вдумчиво и тща-
тельно н выпускать продукцию, имею-
щую только большое будущее. ◄
Перевод с английского Д. Зиловянского
Фото С. Таранова
А у ц и о М а г а з и н 6 /1 9 9 8
предыдущая страница 49 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 51 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст