4 6
а у д и о к л у
В „Audio Note“ мы долго размышля-
ли над вопросом, насколько вредит
сигналу такая работа фильтра, неиз-
бежно вносящая временные искаже-
ния. Если мы, для примера, возьмем
импульс, длящийся всего один отсчет,
и подадим его на цифровой фильтр, то
на выходе он „размажется“ затухаю-
щими колебаниями длительностью в
несколько миллисекунд. Вряд ли это
подкрепит утверждения о точном вос-
произведении. или, как мы говорим
в „Audio Note“: „Время не ждет даже
в «идеальном» цифровом носителе“.
Нарушения
временных характери-
стик были п остаются главной причи-
ной слышимых искажений при вос-
произведи ши аудпозаписп.
Не мы одни берем под сомнение
влияние приближения к дельта-функ-
ции и работу цифровых фильтров, по-
всеместно используемых в проигры-
вателях компакт-дисков и цифро-ана-
логовых преобразователях, но мы ока-
зались единственными, кто взялся за
дело энергично и воспользовался не-
традиционными методами. Мы реши-
ли вообще избавиться от цифрового
фильтра и получить ответ на главный
вопрос: есть ли иной метод, который
лучше сохраняет сигнал и влияние ко-
торого на сигнал можно понять н
предсказать?
После множества проб и ошибок мы
нашли способ избавиться от цифрово-
го фильтра и заменить его тщательно
разработанным аналоговым фильтром
на выходе цифро-аналогового преоб-
разователя. Нужно ли говорить, что
этот подход абсолютно противоречит
сложившемуся ныне общему пред-
ставлению, поскольку после апалого-
вой фильтрации на выходе конвертора
неизбежно остаются паразитные сиг-
налы с частотой выше 20 кГц. Мы при-
менили аналоговый фильтр третьего
порядка с катушкой индуктивности,
намотанной серебряным проводом, и
серебря
11
ы м
11
KOI ідеї каторам и; фи л ьтр
спроектирован так. что он медленно
ослабляет высшие гармоники естест-
венным образом, сохраняя наиболее
полно форму музыкального сигнала.
Мы отказались от использования
м
11
кросхсм ных стабил
11
заторов нам ря -
жения в источниках электропитания
цифровых и аналоговых частей кон-
вертора и разработали уникальный
дискретный стабилизатор на шунтах,
в котором применили электрокомпо-
ненты только самого лучшего качест-
ва. Фактически источник питания за-
нимает почти две трети массивного
корпуса „ПАС 5“. После фильтра сиг-
нал поступает на выходной ламповый
каскад, схожий с тем. что используется в
11
редусил ителе „ М5‘\
и через трансформа-
тор подается на вы-
ходные разъемы
симметричный
(ба-
лансный) и обыкно-
венны й
несиммет-
ричный.
Как же звучит кон-
вертор „DAC 5“ без
цифрового фильтра и
с однократной пере-
дискретизацией сиг-
нала?
Прежде всего, поз-
вольте мне предста-
вить свою точку зре-
ния на то, что я счи-
таю существенным при воспроизведе-
нии музыкальных записей, и расска-
зать, как я выработал критерии оцен-
ки, которыми мы пользуемся в „Audio
Note“.
Не секрет, что еще в 1983 году, когда
появились первые цифровые аудиоза-
писи, я сильно сомневался в достовер-
ности утверждений о том, что этот
формат позволяет раз и навсегда по-
лучить „превосходный звук“. Мне, как
и многим другим, аналоговые записи
казались гораздо более натуральны-
ми, подлинными и неутомительными
при прослушивании.
Главный критерий, который я всегда
использован при оценке hi-fi-системы
или компонента, заключается в том.
что при проигрывании различных за-
писей (грампластинок или компакт-
дисков) лучшими оказываются та си-
стема или компонент, которые прида-
ют
11
а и бол ын у ю и иди в і іду ал ы і ост ь
звучанию каждой записи или, другими
словами, которые заставляют вас ощу-
тить каждую запись как отдельное, ин-
д| і ш ідуал ыюе музы кал ьное „событие“.
Эта система оценки основана на
фу н да мен тал ы і ом ап ал
11
зе и рої іесса
записи во всех его формах. Единствен-
ное, что мы действительно знаем о за-
писях: но звучанию они должны отли-
чаться друг от друга. Этот вывод осно-
вывается на том неоспоримом факте,
что каждая запись была сделана в опре-
деленное время, в определенном месте,
с использованием определенных мик-
рофонов. кабелей, микшерных пультов
и магнитофонов. Кроме того, разные
записи делались разными людьми и
выпускались разными фирмами, на
разном оборудовании для штамповки
или нарезки, на разных заводах, и в ре-
зультате каждая запись должна иметь
свой индивидуальный характер, свой
уникальный звуковой почерк.
Я называю этот метод оценки „срав-
нением но контрасту“1
и пользуюсь им
уже много лет, стара-
ясь
найти лучшие,
наиболее
11
равил ыю
звучащие ауд и о ком -
нонеты и схемные
решения
(обратите
внимание, я пользу-
юсь выражением
„на-
иболее
праві і л ь
11
ы і і “,
потому что абсолют-
но правильного зву-
*
чания не существует,
А с
ни на самой записи,
ни при воспроизведе-
нии. II никогда не бу-
дет существовать, эта
цель недостижима —
как бы ни старались
торговые представители Ы-П-пндуст-
рии убедить вас в обратном), исходя в
основном из эгоистических побужде-
ний улучшить воспроизведение запи-
сей моей собственной коллекции.
В 1977 году я решил оставить рабо-
ту в одной крупной международной
экспедиторской
компании,
и
эти
искания стали основным делом моей
жизни.
Вернемся, однако, к основной теме
нашего разговора. По описанным выше
критериям оценки аппаратура для вос-
произведения компакт-дисков не вы-
держивает никакого сравнения даже
с довольно дешевыми аналоговыми
источниками, и я всегда считал это
врожденным недостатком самого прин-
ципа цифровой записи, то есть следст-
вием того, что музыкальный сигнал
разбивается на крохотные „биты“, с
1
См.:
II. Квортруп.
До[к>іті н а>
96.-
Ред.
„ДМ“ Да 3 («)
А у я и о М а г а з и н 6 /1 9 9 8
предыдущая страница 47 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 49 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст