.
iyOnonviyf)
Многие читатели уже. наверное, хорошо представляют роль
Питера Квортрупа в мировой аудиоиндустрии. Эта пассионарная
личность словно создана для того, чтобы потрясать основы и рас-
сеивать твердые убеждения. К сложившимся инженерным пред-
ставлениям Квортруп тоже относится без страха и с упреком.
..
Начав в №
2 (19) 98 .Диалоги с Квортрупом", мы
пообещали
читателям их продолжить. В буквальном смысле зто обещание
пока не выполнено - вмепо диалогов появилась статья (моно-
лог) П. Квортрупа, написанная им в сентябре этого года и пере-
данная в „АудиоМагазин“.
В
р
е м
я
н
е
ж
д е т
!
Питер КВОРТРУП
или Сага о цифро-аналоговом конверторе „Audio Note DAC 5"
Пока все прогрессивное человечест-
во, раскрыв объятия, ждет появления
DVD с его предполагаемыми (вообра-
жаемыми?) преимуществами, фирма
„Audio Noie" предлагает весьма нетра-
диционное и необычное дополнение к
существующим принципам построе-
ния внешних блоков цифро-аналого-
вого преобразования (конверторов).
Вопрос ставится следующим образом:
раскроет ли цифро-аналоговый кон-
вертор без цифрового фильтра п с од-
нократной передискретизацией доны-
не скрытые возможности 16-битового
формата и сможет ли он послужить
делу развития нового формата 2-1 би-
та/96 кГц?
Основные технические аспекты
Суть цифровой звукозаписи состо-
ит в измерении (выборке) амплитуды
звукового сигнала через регулярные
интервалы времени н в хранении ре-
зультатов этих измерений в виде дво-
ичной информации.
Сигнал на выходе цифро-аналого-
вого преобразователя формируется на
основе цифровых данных, поступив-
ших к нему на вход, и, если все про-
шло удачно, мы можем восстановить
первоначальный аналоговый сигнал.
Частота дискретизации (sampling
rate) — это частота, с которой прово-
дятся измерения, а разрешение (reso-
lution) - это точность этих измерений.
Чем выше частота дискретизации и
разрешение (количество разрядов
„битов“), тем точнее, теоретически,
мы можем восстановить первоначаль-
ный сигнал. Повышая оба параметра
до бесконечности, мы получили бы
безупречную запись, ио ограничиваю-
щим фактором является то, что более
высокое разрешение и частота ди-
скретизации приводят к увеличению
количества информации, необходи-
мости большего объема памяти для ее
хранения и, соответственно, к боль-
шей стоимости.
Инженеры, первоначально разраба-
тывавшие стандарт „компакт-диск“,
остановились на частоте дискретиза-
ции 44,1 кГц и разрешении
16 бит
(65536
дискретных
уровней),
по-
скольку это обеспечивало достаточное
время звучания диска в сочетании с
приемлемой ценой при тогдашней
технологии (1982
1983 гг.). Получен-
ные характеристики обеспечивают
воспроизведение частотного диапазо-
на до 20 кГц (что считается верхней
границей слышимого диапазона) и да-
ют приемлемый динамический диапа-
зон и уровень искажений —
но лишь
приемлемый.
Из-за ограниченной частоты ди-
скретизации 44,1 кГц реальный частот-
ный диапазон системы ограничен тео-
ретическим максимумом 22,05 кГц
(половина частоты дискретизации).
При воспроизведении цифровой за-
писи выше верхней границы диапазо-
на существуют лишь порожденные
сигналом шумы, которые считаются
нежелательными. Если эти шумы не
фильтруются, то на выходе цифро-
аналогового преобразователя форма-
та 16 бит/44 кГц будет настоящая ка-
ша. Общепринятый подход состоит в
применении на входе ЦАПа цифрово-
го фильтра, который интерполирует
сигнал формата 16бит/44,1 кГц в сиг-
нал с более высокой частотой дискре-
тизации и с более высоким разреше-
нием. Обычно интерполяция заклю-
чается в 8-кратной передискретиза-
ции (до частоты 352,8 кГц) и в повы-
шении разрешения до 18 или 20 бит —
при этом никакой информации не до-
бавляется, фильтр математически со-
единяет „точки“. І
Іос.те того как интер-
полированный сигнал преобразуется
в аналоговый, аналоговый фильтр па
выходе окончательно его приглажи-
вает.
Поскольку воспроизводимый диа-
пазон частот сверху теоретически ог-
раничен частотой 22,05 кГц, а верхняя
граница принята в 20 кГц, цифровой
фильтр должен иметь очень крутой
срез. Фактически нынешняя попу-
лярность цифровых фильтров зиж-
дется исключительно на невозможно-
сти разработать аналоговый фильтр,
который мог бы дать такое затухание,
да еще без фазовых искажений и дру-
гих временных аномалий. Переход-
ная характеристика идеального циф-
рового фильтра имеет вид математи-
ческой функции, называемой еннко-
вой функцией ([Sin х| х). Идеальный
фильтр обеспечивает огромное зату-
хание в полосе задерживания и нуле-
вой сдвиг фазы в полосе пропускания.
Сітковая функция - это такой им-
пульс, который начинается в момент
времени „ноль“ и продолжает зату-
хать бесконечно в прошлом и буду-
щем! Разумеется, в реальности это не-
осуществимо, и фильтр „использует"
только часть этой функции, переда-
вая сигнал в одном направлении. Не-
смотря на это, фильтр должен обеспе-
чить эффективную фильтрацию, что
означает длительность затухающих
колебаний хотя бы в несколько мил-
лисекунд - вне зависимости от про-
должительности самого сигнала.
АуаиоМ агазин 6/1998
предыдущая страница 46 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 48 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст