Гог питая «Фонограф*
Вокруг нас — зима, и скоро Новый год. В гостиной „Фонограф“ пора разжечь камин. Для точного
соблюдения правил игры, прежде чем читать, можете устроиться в кресле. Перед вами — новая
собеседница.
..
Алла Осипенко
—легендарная русская балерина, одна ил лучших ба-
летных танцовщиц XX века. Спектакли для нее ставили Вахтанг Ча-
букиани („Отел ло". 1959). Юрий Григорович („Каменный цветок",
195~, „Легенда олюбви", 1963),Леонид Якобсон („Минотавр и Нимфа",
„Попет ТальотГ, 19~ 1). Май Мурдмаа („Чудесный.мандарин"). Борис
Эйфман („Двухголосое", „ Идиот", „Литографы"), Георгий Алексидзе
(„Сиринкс“).
В разное время ее партнерами на сцене были Рудольф Нуреев, Ната-
лья Макарова, Михаил Барышников, Марне Лиепа.
Балерина, в известно м смысле, обречена быть мело манам, слушать
музыку
часть ее профессии. Именно этим продиктован внезапный
интерес к балету аудиожурнала, а также второе (и последнее в обо-
зримом будущем) появление в гостиной „Фонограф" балерины. Алла
Осипенко — слишком яркая фигура, и мы не удержались от соблазна
поговорить с ней. прежде чем оставить в покое тему балета.
Аяла Осипенко в балете „Лебединое
озеро“
. 1973 г.
„АМ". Ал
ла Евгеньевна, почему вы
оставили Кировский театр?
А. О.
Из КировскоМ театра я ушла
к Якобсону. Я устала повторять себя в
старых спектаклях, которые ветшали.
Мне казалось, что обязательно надо
куда-то идти. Знаете
„дорога нику-
да“ для меня всегда существовала, в
Кировском меня поэтому считали не-
м ною сумасшедшей.
Первый номер Якобсон ставил для
меня, когда мне было 15 лет, поэтому я
всю жизнь оставалась для него девоч-
кой. Он всегда удивлял. Его настоль-
ной книгой были „Письма“ Новера,
балетного философа. Якобсон время
от времени спорил с тем, что прочитал
в этой книге.
Я долго искала тех, кто думает так
же, как я. Первым из них стал мой
партнер (позднее - муж), Джон Мар-
ковский.
011
, уходя вместе со мной из
театра, рисковал карьерой. Я не ри-
сковала ничем, мне было все равно.
Венцом моей тогдашней „карьеры"
стало звание народной арт истки, кото-
рое я получила в связи с 250-летием
города.
Когда мы пришли к Якобсону, ему
было уже 70. С молодой труппой, ко-
торой прежде руководил Гусев, он на-
чал ставить свои миниатюры. Именно
он связал для нас танец с миром вели-
кой музыки — Моцартом, Беллини,
Вивальди. На музыку Берга он поста-
вил для меня „Минотавра и Нимфу“.
Этот трехминутный номер был допу-
щен к показу после долгих споров. В
нем находили
насилие и эротику
(красивое слово!). Мне говорили, что
таких нимф не бывает, что я играю во-
все не нимфу, а какую-то женщину,
которая почему-то вступает в борьбу
с Минотавром. Якобсон был гением
миниатюры, он мог за три минуты
рассказать так много, что другому хо-
реографу потребовалось бы для этого
три акта классического спектакля.
11
а
эмоциональный выплеск у меня ино-
гда были секунды какие-то — это бы-
ло как раз тем, что я хотела делать.
Когда номер увидел свет, мы были
счастливы.
В труппе Якобсона я нашла едино-
мышленников. Они были почти деть-
ми по сравнению со мной. Им всем
было по 20. а мне — 39, но скоро мы
стали дружны. Мы преклонялись пе-
ред талантом Якобсона, и нам было
легко вместе.
Якобсон заставил нас забыть о том.
что на свете есть нетанцевальная му-
зыка. У него я приготовилась к тому,
что моя танцевальная орбита пройдет
и через Бетховена, и через „Pink
Floyd“.
Алла Осипенко о миниатюре Георгия
Алексидзе „Сиринкс". Музыка К. Глюка
„АМ".
„Минотавр и Нимфа“—
ми-
ниатюра. в которой я увидел вас впер-
вые. Хореография поразила совер-
шенным отсутствием декора, экзотики
(которой заполнены, например, бале-
ты Фокина).
А. О.
Вы правы. Невольно вспоми-
наю „Фавна“.
..
„АМ".
В вашей нимфе слияние чи-
стоты и полной доступности создается
странным смятением, в котором она
движется. „Полная доступность“ оста-
ется словно за прозрачной стеной, де-
лается
11.1
л юзорной.
А. О.
Это была взбунтовавшаяся
душа какая-то. Так я думала тогда. Я
настояла на том, чтобы видеосъемку
„Минотавра“ делали без монтажа, и
заставила своего партнера танцевать
номер от начала до конца. Танец нель-
зя прерывать. Почти все видеозаписи
моих номеров сделаны без монтажа
(хотя снимали иногда по ночам, без
денег).
АупиоМ агазин 6/1998
предыдущая страница 42 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 44 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст