3 8
м у з ы к а
Festspielhaus. Акварель Сюзанны Шинкель, 1876 г.
Вагнеру. Попавшего на фестиваль впер-
вые, возможно, более всего поразит даже
не пение — само по себе почти безупреч-
ное: настоящая, отточенная немецкая
артикуляция и светлые тембры,—
но
звучание, исходящее из „мистической
бездны“, как назвал Вагнер свою уни-
кальную оркестровую яму.
И бездонность, и мистика налицо. Вы-
строив яму амфитеатром вниз от дири-
жерского пульта и прикрыв ее навесом
„Если бы дедушка жил
в двадцатом веке,
он работал бы в Голливуде“
От предыдущих восьмидесяти шести
фестивалей нынешний отличался не-
многим. Слегка —
набором опер: „Коль-
цо пибелупга“ и „Парснфаль“ дают, за
редкими исключениями, всегда, а допол-
нения варьируются. Разумеется, больше
изменений в команде дирижеров, но и
четверка Баренбойм — Ливайн —
Шпай-
Festspielhaus. Архитектор Отто
Брюквальд, 1876 г.
Об
отношении Байройта к экспери-
ментам красноречиво говорит поста-
новка одноактной версии „Летучего
голландца“ Дитером Дорном: сдержан-
ная радикальность, никаких штучек ра-
ди новшества, до последнего выдержан-
ный стиль на грани бытовизма с конст-
руктивизмом. „Если бы дедушка жил в
двадцатом веке, он работал бы в Голли-
вуде“,— заявил как-то Вольфганг Ваг-
нер. имея в виду полеты валькирий,
плесканье русалок в водах Рейна и про-
чие вполне кинематографические эф-
фекты, осуществление которых средст-
вами девятнадцатого века вызывало у
критиков скептические усмешки и да-
наю обильную пищу воображению ка-
рикатуристов. Не голливудская, но бо-
лею чем достойная машпнерия Байрой-
та дарит вагнеровским операм приемы
кино, отправляя уютный домик Сенты
вращаться в холодном сценическом ко-
смосе и заставляя всю картинку просту-
пать будто па темном экране.
Постановки самого Вольфганга Вагне-
ра, против которого направлены ныне
критические перья, вроде бы старомод-
ны и консервативны - как доброе вы-
держанное вино.
11
. видимо,байройтская
публика умеет его распробовать. Ее мно-
гочасовые бдения длятся в заворожен-
ном и неподвижном молчании - никто
головы не повернет! - а после оконча-
ния „Парсифаля" следует благоговейная
пауза, прежде чем начнутся аплодисмен-
ты. Конечно, это особая публика. Чужа-
ки здесь сразу заметны. Как с раздраже-
нием сказал один из служащих, не музы-
кант, „случайный народ попадает на ге-
неральную репетицию —
отвлекаются во
время симфонических антрактов!“
Оркестровая яма театра в Байрой-
те. Гравюра, 1882 г.
со стороны сцены, Вагнер заставил ор-
кестр звучать словно ниоткуда — и ото-
всюду. От таинственной меди в глубине
до вынесенных наверх скрипок распола-
гается вагнеровское оркестровое миро-
здание, дублирующее многоярусный
мир мифа, с его небесным замком Вал-
галлой и подземельем карлнков-нибе-
лунгов. Точка акустического микста на-
ходится прямо перед дирижером, полу-
чающим собранное воедино звучание
оркестра и сцены без отставаний, а сча-
стливый слушатель, совершенно забыв-
ший о проблеме хияаттеп (вместе,
нем.),
плывет в акустических волнах,
убежденный, что патент на стереоэф-
фекты следовало бы выдать Рихарду
Вагнеру.
дер - Синополи фигурирует на фести-
вале уже десятилетие. Отношения с му-
зыкальным временем были выстроены
ими вполне добротно. Джузеппе Сино-
поли знал свое дело и вел „Парсифаля“
вперед столь же уверенно п решительно,
как Петер Шнайдер .Летучего голланд-
ца" и Даниэль Баренбойм „Мейстерзин-
геров". Правда, в двух последних случа-
ях порыв и полет как нельзя более уме-
стны. „Парснфаль" же, требующий мед-
лительного развертывания, в музыкаль-
ном плане существенно опережал восхи-
тительную, простую и строгую статику
„торжественной сценической мистерии"
в постановке Вольфганга Вагнера.
Схема оркестровой ямы. Зрительный
козырек (8кЫЫепс1е) скрывает дири-
жера и оркестрантов от глаз публики.
Слуховой козырек (К1апф1еш1е) смягча-
ет звук медных духовых и способствует
единству оркестровою звучания
Великая утопия
и призрак революции
На исходе XX века Вагнер напомина-
ет о себе более настоятельно, чем любой
другой гений века XIX. Это особенно
ощутимо в России, где по известным
причинам не выработан необходимый
иммунитет против байройтского вла-
стителя дум. Мариинский театр присту-
пил к освоению вагнеровской терри-
тории, а но телевидению показывают
АуяиоМ агазин 6/1998
предыдущая страница 39 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 41 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст