низкоимпедансные малої і нерциоішые
электролитические конденсаторы, рас-
средоточенные по различным точкам
шин питания с целью свести к мини-
муму влияние индуктивности мон-
тажных проводников. Монтажная схе-
ма „ЕСІ-Г тщательно отработана, уси-
литель собран на особо высококачест-
венных компонентах. Эта модель еще
больше укрепила международный ав-
торитет фирмы, ее изделия продаются
более чем в 25 странах мира.
Кратко остановимся на основных
идеях Матти Отала, реализованных в
схеме усилителя „ЕСІ-1“.
Вместо обычной последовательной
отрицательной обратной связи приме-
нена параллельная. То есть с выхода
усилителя мощности сигнал подается
не в эмиттерную цепь его входного ка-
скада, а прямо на сигнальный вход, ба-
зу первого транзистора. Таким обра-
зом, определенная часть выходного
напряжения, смешиваясь в противо-
фазе с входным сигналом, эффектив-
но подавляет сигнал ошибки усили-
тельного тракта. Но такая обратная
связь существенно понижает входное
СО
11
роти вл ей и е ус І
І
л итсл я м о щи ости,
что в свою очередь либо требует рези-
стивной коррекции на его входе, либо
ужесточает требования к выходному
кас калу и редусил іітел я.
Зато при применении параллельной
обратной связи продукты нелинейных
искажений имеют короткий спектр
гармоник с малой плотностью, как у
хороших ламповых усилителей. Бла-
годаря этому в звучании „ЕСІ-1“ от-
сутствует привычная „транзисторная“
шероховатость и сухость.
Известно, что при значительном
увеличении глубины отрицательной
обратной связи одни виды искажений
уменьшаются, а другие, иногда трудно
контролируемые приборами, но хоро-
шо слышимые ушами, возрастают.
Матти Отала предложил конкретную
схему минимизации обоих видов иска-
жений путем соблюдения оптимально-
го баланса между внутри каскадными
обратными связями и охватывающей
весь усилитель общей петлей ООС.
При уменьшении глубины отрица-
тельной обратной связи возрастает вы-
ходное сопротивление усилителя и.
как следствие этого, уменьшается ко-
эффициент демпфирования акустиче-
ских систем и нарушается их темб-
ральний баланс.
Усилитель „ЕСI-1 “ обладает низким
выходным сопротивлением во всем
диапазоне частот, не критичен к импе-
дансу нагрузки как по модулю, так и
но фазе. Для этого усилителя также
характерны уникально малые нели-
нейные искажения во всем динамиче-
ском диапазоне звукового сигнала, то
есть от самых малых до предельных
его амплитуд. У порога жесткого огра-
ничения (клиппирования) при макси-
мальной мощности искажения нс превы-
шают 0,2%. Это обеспечивает вполне
чистое звучание при огромном запасе
макродинамики. Обладая большим
запасом устойчивости от самовозбуж-
дения и надежной схемой защиты от
перегрузки, этот усилитель может ис-
пользоваться практически с любыми
акустическими системами, в том чис-
ле с любыми электростатическими.
Усилитель имеет
6
линейных вхо-
дов, регулируемый выход для под-
ключения внешнего дополнительного
усилителя мощности и нерегулируе-
мый — для записи на магнитофон, а
также две пары гнезд для штыревого
подключения акустических систем
(подключение кабелей, оснащенных
„лопатками“, не предусмотрено). На
передней панели расположены кнопка
включения сети и три изящных золо-
ченых ручки: переключатель входов,
регулятор громкости и регулятор ба-
ланса каналов.
Качество звучания
Лучшим оказалось сочетание „ЕС1-1“
с электростатическими акустическими
системами .
.QUAD ESL-63“. Звучание
усилителя покорило нас кристальной
чистотой и тончайшими интонацион-
ными оттенками. Дополнило впечат-
ление богатство тембральпых красок
звуковой палитры, приятно удивив-
шее даже приверженцев ламповой тех-
ники. Иногда наблюдавшаяся на мас-
сивных аккордах больших оркестров
некоторая вязкость звука, похожая на
пространственную акустическую ин-
термодуляцию, скорее всего возникала
из-за недостаточной жесткости конст-
рукции корпуса „ESL-бЗ“, с другими
акустическими системами ее замечено
не было. Однако „Apertura Super Та-
nagra“ уже кое-что скрадывали в нюан-
сировке, а АС „Boston Acoustics Lynn-
field VR-40“ упрощали и огрубляли ху-
дожественные приемы исполнитель-
ского мастерства музыкантов. Тем не
менее, со всеми тремя акустическими
системами звучание оставалось кри-
стально чистым, детальным, достаточ-
но энергичным, с прекрасным тональ-
ным балансом и даже с какой-то ари-
стократической романтичностью. В
звучании этого усилителя нет ложной
красивости, навязчивого коммерче-
ского блеска, ничего лишнего, отвле-
кающего внимание от музыки. Игра
талантливых музыкантов достигает
самой глубины души, порождая непре-
испытательный стенд
25
рывный поток эмоций. Атака звука
энергичная, но не резкая. Затухающие,
плавно уходящие в тишину звуки не
обрываются, а постепенно угасают,
растворяясь в ней. Благодаря особой
„;н
11
шм и ческой п
1
бкос ги“ воспроизве-
дения усилитель способен передать не
слышимые в иных условиях достоин-
ства одних фонограмм и скомпромети-
ровать другие, например компакт-ди-
ски с грубоватой динамикой. Стои-
мость „ЕС1-1“ немалая, но, учитывая
его совместимость с любыми акусти-
ческими системами и другими компо-
нентами звукового тракта, такого уси-
лителя „надолго хватит“, так как можно
улучшать звучание, варьируя другие
компоненты во всевозможных сочета-
ниях.
Р. Б.
Услышав звучание „ЕС1-1“. мы как
будто после долгой разлуки встрети-
лись со старым знакомым.
.. Под обая-
ние убедительно аргументированных
концепций Матти Отала подпали и со-
ветские разработчики усилительной
техники. В 1974 году в отделе студий-
ной техники ВНИИ РИА
4
им. А. С. По-
пова был разработан такой усилитель
на отечественных радиодеталях, а на
опытном заводе этого же института
изготовлена небольшая серия для
внутренних нужд. Звучание этих уси-
лителей вдохновило руководителей
института на организацию специаль-
ной лаборатории по проектированию
высококачественных усилителей с це-
лью внедрения их в серийное произ-
водство. Там и началась разработка
усилителя с интригующим названием
„Сталкер“. Формальная погоня за пре-
делы ними параметрами завела разра-
ботку в тупик, родился монстр на ог-
ромном количестве деталей, одних
транзисторов было более 300 штук.
Конечно, такой усилитель оказался
несерийноспособным, да и не мог хо-
рошо звучать. Лаборатория была рас-
формирована, а заводу им. М. И. Ка-
линина, где предварительно было за-
планировано серийное производство
„Сталкера“, пришлось начать с нуля
разработку собственного усилителя
по другой схемной идеологии. Этот
усилитель под названием „Форум“
благополучно ступил на стезю серий-
ного
производства,
в дальнейшем
упершуюся в Перестройку. Что каса-
ется его звучания, то это лучший из
отечественных серийных усилителей
вплоть до наших дней. 1
1
BUN ИРИД
Всесоюзный научно-исследователь-
ский институт радиовещательного приема и акустики.
АуяиоМ агазин 6/1998
предыдущая страница 26 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 28 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст