Приглашаем дилеров к сотрудничеству
Элитарные домашние кинотеатры
Мультирумные системы
1RIAD
Акустические
системы,
встраиваемые в
потолок и стены,
класса Hi-Fi и High End
B O H L E N D E R G R Æ B E N E R
CORPORATION
Планарная акустика
Системы защиты
питания Hi-Fi-
компонентов и
многоканальные
усилители
ш п ш п
Провода и кабели
для аппаратуры
Мультимедийные
видеопроекторы и
проекторы для
домашнего театра
и проведения
видеоконференций
ж
A
udioaocess
Мультирумные
системы
member
I
Custom
E
lectron
ic
Dosign
&
installation
Э
Association
sèleco
-
p
FAROUDJA
LD, DVD
Дублеры и
квадруплеры
CEOIA
А - P -
тел./факс: (095) 939-4486, (095) 939-4686
e-mail: aptech@elnet.msk.ru
Рис. 1
Немного помогает использование аку-
стической фильтрации. Ведь некото-
рые конфигурации НЧ-громкоговорп-
телей (например, слегка приподнятый
бочонок с головкой в торце, смотря-
щей в пол) уже могут рассматриваться
как ФНЧ. Обмана нет - ФЧХ страда-
ет и в этом случае, но на слух это ока-
зывается благозвучнее, особенно если
удается отказаться от ФНЧ высокого
порядка в других узлах.
Луша. И залить свинцом пол, в ко-
торый теперь дует сотня-другая ватт.
Д. Л. Но полностью таким путем
проблему не решить. Хотим мы того
или нет — любая НЧ-излучающая си-
стема не свободна от искажений. Гар-
моники лежат выше основного сигна-
ла но спектру н уже па уровне 2-4%
демаскируют сабвуфер. Так что же де-
лать?
Луша. Перейти ко второму недо-
статку. А демаскированный сабвуфер
выкрасить в зеленый цвет.
Д. Л. Во-вторых, сопряжение сабву-
фера с основными АС — непростая за-
дача, даже если речь идет об изделиях,
выпущенных одной фирмой. У совре-
менных активных сабвуферов имеется
потенциал очень гибкой подстройки
под помещение и основные АС, но
сложность сопряжения влечет за со-
бой сложность регулировки, и редкий
покупатель не запутается в широте
предоставлен и ы х возмож
11
остей.
Луша. Особенно если они заведомо
не способны привести к желаемому
результату. А еще?
Д. Л. А вот, пожалуй, и все. Осталь-
ные недостатки столь же свойственны
сабвуферу, как и встроенному НЧ-зве-
ну любой АС.
Луша. Что-то мне надоело про тех-
нику. Теперь хорошо бы опять погово-
рить о басах. В первую очередь о му-
зыкальных.
Д. Л. Расскажу о том, что считаю на-
иболее важным. Звучание оркестра,
равно как и любая другая музыка,—
процесс существенно не периодиче-
ский. В том смысле, что ни увеличение,
ни уменьшение периода наблюдения
не позволяют выявить повторяющих-
ся фрагментов.
Луша. Если, конечно, все произве-
дение не просят сыграть на бис.
Д. Л. Важно вот что — даже удар на-
строенной литавры, звучащей на чи-
стом тоне, содержит не только высоко-
частотные компоненты (в простейшем
случае — обертоны), но и низкоча-
стотные. Их наличие во многом спо-
собствует индивидуализации, натура-
лизации звучания. Если фонограмма
лишается этих субгармонических со-
ставляющих, что свойственно, напри-
мер, электронным имитаторам оркест-
ра, это денатурализует звучание. Если
вы уверены, что имеющаяся фоно-
грамма содержит такие составляю-
щие, воспроизвести их будет вовсе не
бесполезно. Но для этого потребуется
сабвуфер, имеющий отдачу на часто-
тах 20-30 Гц!
С. Луша. То есть сабвуфер сабву-
феру рознь? Нс надо ждать чуда от
сабвуфера, приобретенного нз-за не-
хватки жилплощади, и не надо наде-
яться, что сабвуфер, восстанавливаю-
щий басовую реальность оркестра,
будет дешев и прост?!
Д. Л. Ну вот.
.. А начинали мы так
оптимистично.
.. Замечу, кстати, что
всякие бубнилки за $300, дующие на
нас из трубы невесть чем, ничего об-
щего с подобным „восстанавливаю-
щим“ сабвуфером не имеют.
В качестве краткого отступления
расскажу об одной ситуации, когда саб-
вуфер оказывается как нельзя кстати.
Речь идет о домашнем кинотеатре.
Раскладка сил в домашнем кинотеатре
такова: аудиофильность в классиче-
ском ее понимании отходит на второй
план. Смотрел я тут фильм про каких-
то пришельцев. Дамочка весьма стран-
ного вида оперным голосом поет в со-
предыдущая страница 85 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн следующая страница 87 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст