© тС Г О Г П Е Б а
Д. Л. Существует не менее полу-
сотни типов акустических оформле-
нии
низкочастотного
излучателя.
Простейшее из
них
закрытый
ящик, уже раскритикованный нами.
Любое оформление, отличное от за-
крытого ящика,—
компромисс*. При-
роду ведь не обманешь. Если мы вы-
игрываем в чем-то, то в чем-то обя-
зательно проиграем. Вот, например,
фазоинвертор. Даже поверхностный
анализ показывает, что улучшение
АЧХ при его использовании будет со-
провождаться ухудшением ФЧХ и в
конечном счете нарушением группо-
вой картинки. Слушатель заявит о по-
тере „собранности“, „упругости“, „бы-
строты“ баса — у каждого свой тер-
мин. Более глубокий анализ заставит
заняться турбулентностью воздуш-
ных потоков в трубе фазоиивертора, а
также связанными с этим нелинейны-
ми явлениями и их влиянием на звук.
Дальше —
больше.
Современные мето-
ды машинного ана-
лиза совместно
с
технологиями про-
изводства головок
и измерения их па-
раметров позволя-
ют рассчитать и из-
готовить тот же фа-
зоинвертор на по-
рядок лучше, чем,
скажем, десять лет
назад.
Но основа
проблемы
остает-
ся. ФЧХ исправить проблематично.
И нот ведь что интересно! Любое аку-
стическое решение, какое ни возь-
мешь, имеет тем больше недостатков,
чем больше у него достоинств! Мне
лично, например, очень симпатичны
АС, содержащие НЧ-головки внутри
корпуса (оформление —
„акустиче-
ский резонатор"). По при приемлемой
работе на „медленных басах“ (орган,
контрфагот, контрабас смычком и т. и.)
„быстрые басы“ (удар грома, удар ба-
рабана, контрабас пиици-като и т. п.)
приводят такую АС, „Jarno 707“ на-
пример, в полное изумление.
Луша. Понятно. Мы все время го-
ворим о басе, но не касаемся сабвуфе-
ра. Коллега, можете ли вы сформули-
ровать для нашего читателя, мол, вот
этим, граждане аудиофилы, сабвуфер
хорош, а этим плох по сравнению со
стереофоническими АС со встроен-
ным басовым каналом?
Д. Л. Итак, чем хорош сабвуфер.
Во-первых
, сабвуфер снимает с ос-
новных АС обязанность военронзво-
1
Закрытый
ящик
тоже компромисс.—
Ред.
лить басы — то есть при использова-
нии сабвуфера самые низкие частоты
на АС вообще не подаются. Даже если
АС каким-то образом все же предназ-
начены для басоиздавания, эта „раз-
грузка“ резко облегчает им жизнь,
уменьшая интермодуляцию и прочие
нелинейные искажения.
Во-вторых
,
коль
АС
теперь
не
должны воспроизводить самые низ-
кие частоты, их размер может быть
существенно уменьшен. А это — уде-
шевление, упрощение конструкции и
снижение дифракции на корпусе, вн-
броустойчивость, упрощение уста-
новки для достижения лучшей сте-
реолокализации — „KEF Coda 7“ лег-
че двигать, чем „Jarno Oriel“.
В-третьих,
если сабвуфер активен,
то есть имеет свой усилитель, задачи
основного усилителя заметно упро-
щаются. Он может быть в несколько
раз менее мощный, а следовательно, и
более „ауднофиль-
ный“ при той же
стоимости. Усили-
тель сабвуфера то-
же не очень сложен
— по крайней мере
высоких частот он
усиливать не дол-
жен,
и
обратную
связь в нем запро-
сто можно обеспе-
чить.
Кстати,
и
фильтровать
басы
при
наличии
от-
дельного усилителя
проще — это можно делать на малом
уровне мощности. К тому же сабву-
фер можно спрятать, замаскировать
под столик, будку, пуфик либо другой
предмет интерьера.
Луша. Убедительно излагаете, кол-
лега. А недостатки?
Д. Л. Во -первых, прибавив к двум
АС еще и третью — сабвуфер, мы
должны быть уверены, что наш слух
не локализует „третью лишнюю“. Диа-
пазон частот, который поручается саб-
вуферу, мог бы обеспечить эту самую
нелокализуемость. Но вот беда — есть
фильтр, ограничивающий этот диапа-
зон сверху. Если он очень высокого
порядка — то уже в частотной полосе
работы сабвуфера будет „накручена“
фаза и „рассыпан“ удар, если же поря-
док фильтра невысок — головка сабву-
фера воспроизведет кое-что не басо-
вое и тут же местоположение его бу-
дет рассекречено.
Луша. И все контрабасы, литавры,
бубны и органы соберутся в одном ме-
сте?!
Д. Л. По крайней мере нормальная
„рассадка“ оркестрантов пострадает.
PREMIUM
DVD
П ЕРВЫ Й м ул ьти зо н н ы й
п р о и г р ы в а т е л ь DVD
к л а с с а H igh End
П ЕРВЫ Й DVD п р о и гр ы в а т е л ь
с в е л и к о л е п н ы м з в у ч а н и е м
C D -д и с к о в
о т л и ч н о е к а ч е с т в о
и з о б р а ж е н и я
PREMIUM
CD18/CD20
полное использование
18/20-битного
преобразования
циф ровой сер воп р и вод
п осл ед н его поколения
свер хбы стр ая п ер едача
данных с полной
коррекцией ош ибок
м одуль «мастер-реклок»
для снижения врем енны х
искажений
возм ож ность
п осл едую щ его
усовер ш ен ствован и я
НПШИ
ДИЛЕРЫ
М (идее
, Мест
(095) 953—90—58
«ММА», C.-Oeiipéypi
(813)335-38-85
«Нори», к ш
(095) 330-75-55
«M-Стерев». С.-ОтрОурт
(813)333-83-47
«Ьишшрп» Мост
(005)017-43-15
«MiraepiH 38У1В». С.-Пртррбуму (013) 103-80-00
«Нин-». Миши
(005) 953-40-97
«ARM», Cipilll
(8453)50-31-31
«Аудит! -, Мост
(095)341-50-00
«Km». Тука
(0073)38-35-00
«Зшт Il-П», Москва
(095) 300-03-90
«Кошции?». Hmutapu
(3833)34-83-81
»Knill“. Мин
(005) 370-73-13
«AV—араскат». Норма
(ЗОЮ) 33-55-33
Торос» Мин
(005)034-04-73
«9*11!». 8я!дшсш
(4333)33-30-35
«Ш». Mul
(095)940-57-00
«Орфа», luiipntypi
(3433)01-03-44
«Cnn Тритии». Мши
(095) 301-48-00
«Фвшр4». Ширину»
(3433)43-03-48
Densen
...
...
г л а г И т Ь
im dm Hid
l Ê v i n s o n
20Ö
P R О С
Е
Е
D”
MONITOR
AUDIO
дистрибьюторская компания
(0 9 5 )
1 5 5 - 8 4 -3 7
ALEF@ELNET.MSK.RU
предыдущая страница 84 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн следующая страница 86 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст