справочник
с з
количество низкочастотных составляю-
іцих. [і таком зале колебания частотой
от 20 Гц могут сформировать
бегущую
акустическую волну.
Луша. Позвольте, коллега! А как же
с локализуемостыо? Ведь бас нелока-
лизуем!
Д. Л. Бас нелокализуем2. Если это
синус, или косинус, или любое другое
периодическое сообщение, остающее-
ся басом. Но в двух случаях источник
баса прекрасно локализуется. В пер-
вом — например, контрфагот, эта на-
стоящая говорливая базука, локали-
зуется за счет огромного количества
обертонов, басом не являющихся. Во
втором случае условия распростране-
ния группового сигнала (то есть „це-
лостной формы“ колебания) таковы,
что это колебание способно перено-
сить энергию с так называемой „груп-
повой скоростью“, говоря проще, со
скоростью распространения формы
колебания. При стоячей волне, а она
преобладает в небольших помещени-
ях. или при полном отсутствии волн,
когда излучающая поверхность дина-
мика лишь изменяет объем маленькой
комнаты, понятие „групповой скоро-
сти“ теряет смысл. Бегущая волна мо-
жет ударить, опрокинуть, поднять, пе-
ревернуть.
.. Человек прекрасно лока-
лизует направление и без обертонов,
но делает это далеко не только ушами.
Согласитесь, даже
глухой
сможет
2
Напомним
читателю
: локализация основана на
том
, что каждое ухо слышит что-то свое. Л
какое же
„свое“ может быть, если расстояние между ушами
менее 5%
от длины
волны
басового звучания?
уточнить
направление,
в
котором его отбросил басо-
вый взрыв авиабомбы!
Луша. Я догадалась, в
чем состоит иллюзия! Ни-
чего подобного в неболь-
шой комнате прослушива-
ния произойти не может!
Исключая военное время,
конечно, в которое даже
число л достигает четырех!
Д. Л. Действительно, так!
Так что даже в двадца том ря-
ду филармонического зала
удар большого бубна вызы-
I вает у слушателя ощущение
I именно удара. А в комнате
прослушивания
сабвуфер
либо любое другое приспо-
собление для имитации буб-
на, повторю еще раз, лишь
изменяет объем комнаты
в
такт с формой колебания,
считанного
микрофоном.
Более того, перенеся в свое
жилшце этот самый — нату-
ральный — бубен, мы ни-
чуть не улучшим ситуацию!
Луша. Так может, наоборот, про-
дать тогда в филармонию сабвуфер? А
впрочем, я готова задать очередной
вопрос. Итак, мы боремся за иллюзию,
стараясь экономить жилплощадь. А
что же мешает изготовить маленькую
такую штучку, но чтобы басила как
следует?
Д. Л. Сначала до предела упростим
вопрос. Нет сомнения, что создавае-
мое звуковое давление пропорцио-
нально произведению: (скорость диф-
фузора) х (его площадь) х (его ход) —
если забыть о задней стороне диф-
фузора. Чем ниже частота, тем ниже
скорость. А если исходить из постоян-
ной подводимой мощности, то для со-
хранения скорости потребуется уве-
личение хода. Таким образом, сама
НЧ-головка уже имеет ограничения
по воспроизведению нижних частот. К
тому же система диффузор - подвес —
упругий воздух имеет резонансный
характер колебаний. Чем больше воз-
духа в колонке (я сильно упрощаю),
тем ниже резонансная частота, если,
конечно, это позволяет подвес. А ниже
частоты резонанса у каждой колеба-
тельной системы, как известно, проис-
ходит спад, крутизна которого зависит
от устройства системы. То есть, если
ход диффузора позволяет, для сохра-
нения звукового давления при сниже-
нии частоты необходимо подводить
все большую и большую мощность.
Луша. Что, собственно, и требова-
лось доказать. Вот и крутим мы ручки
гемброблоков и эквалайзеров. А в ре-
зультате получаем в общем достаточ-
но мерзкое бубнение, никакого отно-
шения к музыке не имеющее.
Д. Л. Действительно. Эквалайзер —
это попытка решить вопрос в лоб, и
проваливается она во многом потому,
что. кое-как „вытягивая" АЧХ, мы со-
вершенно не заботимся о фазе, то есть
в конечном счете о форме создаваемо-
го колебания. А ухо сохраняет чувст-
вительность к форме, тем более на ба-
сах, где становится не единственным
приемником колебаний.
Попытка сохранить форму, а заодно
и максимально расширить АЧХ в сто-
рону нижних частот может быть сде-
лана с помощью отрицательной обрат-
ной связи (ООС).
Если сигнал ООС взять еще даль-
ше, чем с выхода УНЧ, то есть с дат-
чика на диффузоре или даже с изме-
рительного микрофона, то система
окажется уже генератором звукового
давления или чего-либо еще, но чему
берется обратная связь. Иными сло-
вами, что хочешь стабилизировать —
по тому обратную связь и снимаешь.
Такая связь была изобретена давно и
в русскоязычной литературе получи-
ла название ЭМОС (электромехани-
ческая обратная связь)3.
Я неслучайно начал с нее. ЭМОС —
единственно правильный и эффектив-
ный путь решения задачи. Теоретиче-
ски сабвуфер с ЭМОС может быть
предельно малых размеров — важно
лишь произведение диаметра диффу-
зора на его ход.
..
Луша. .
..на число цилиндров, на
степень сжатия и число оборотов. И
можно писать в „За рулем“ или в ка-
кую-нибудь „Антилопу“.
Д. Л. Беда только в том, что порой
очень трудно:
во-первых, найти головку, эффек-
тивно работающую с ЭМОС. Эта го-
ловка должна работать, как жест-
кий поршень, особенно если датчик
ЭМОС укреплен на диффузоре;
во-вторых, найти хороший датчик
ЭМОС. Кстати, заметьте, датчик мо-
жет быть, например, ускорения, а
ЭМОС мы захотим заводить по ско-
рости. Потребуется обработка сигна-
ла ЭМОС, в данном случае интегри-
рование.
Луша. Ну и?!.
.
Д. Л. В общем, попадавшиеся мне саб-
вуферы с ЭМОС услаждали слух ни-
чуть не лучше, чем просто сабвуферы.
Луша. Ну хорошо. А без ЭМОС?
3
Коллега упрощает. Главная проблема в ЭМОС -
получить полноценный сигнал ООС. Она при
со-
временном
уровне развития практически неразре-
шима. Только микрофон и
заглушенной камере.
Остальное
не то.-
К
. К
.
АупиоМагазин 5/1998
предыдущая страница 83 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн следующая страница 85 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст