с п р а в о ч н и к
8 1
Идея возврата к темам, уже подни-
мавшимся на страницах „АМ“, не но-
ва. При всем уважении к самим себе
мы сомневаемся, что читателей, регу-
лярно штудирующих всё толстеющую
подшивку журнала, много.
Просмотр корреспонденции подска-
зывает темы, которые особенно инте-
ресны читателю. Одна из них —
басы,
сабвуферы и прочие атрибуты воздей-
ствия на человеческую психику и ор-
ганизм в целом. Мы с М. А. уже как-то
пытались высказаться на эту тему (см.
„АМ" № 5 (10) 96, с. 24-25, № 1(12) 97,
с. 49-50). но круг вопросов, задавае-
мых читателями, явно шире затрону-
того нами. К тому же все просят пи-
сать побольше и попроще. Так как мы
с М. А. попроще не можем, я попросил
написать статью моего друга, большо-
го любителя музыки и аудиоаппарату-
ры Д. И. Ланского, чье имя уже неод-
нократно мелькало в нашем журнале.
Присланные вами письма привели к
тому, что статья получилась в виде во-
просов и ответов. А уж коль скоро мы
с М. А. решили в эту статью не вмеши-
ваться, то и вопросы поручили зада-
вать моей лохматой подруге —
Собач-
ке Луше.
К. Никитин
С. Луша.
Пока я не придумана пер-
вого вопроса, я просто прошу вас, кол-
лега. выступить со вступительным сло-
вом.
.. или вступить с выступи тельным.
д. л. До сих пор недоумеваю, как
меня угораздило попасть на ваши
страницы. Ходил бы и ходил в сочув-
ствующих. Тем более, я считаю, делом
должны заниматься специалисты, а я
таковым в сабвуферах не являюсь.
С. Л.
Спокойнее, коллега. Вас по-
слушаешь —
и мне в будку пора и на
прохожих лаять. Ведь специалист я
только в этом. Напомню —
идеями
движут любители. Специалистом ста-
новишься, когда уже не до любви.
..
Д. Л.
В общем, идея заняться басами
возникла у меня давно. Лет 25 назад.
Тогда и слова-то такого „сабвуфер" в
широком лексиконе не было, и вели-
кой гордостью наполнялись уши обла-
дателей „35АС". Надо сказать, что за
рубежом к этому времени уже долго
выпускались трехполосные системы с
объемом под 100 литров: типичная
форма 3:2:5, прямые углы, СЧ-головка
посередине широкой передней панели.
А я, разжившись двумя тяжеленны-
ми кннаповскнми' динамиками и ру-
1
КИНДИ
завод киноаппаратуры в Ленинграде, в
настоящее время является частью Л ОМ
О
.
норными среднечастотниками, сма-
стерил свою нервую серьезную смете-
му. Главная проблема была в хорошем
высокочастотнике: пришлось сделать
„рупор“ из восьми штук 2ГД36 —
вы-
шло очень неплохо. Двухсотлитровый
объем и пятнадцать дюймов НЧ-голо-
вки сделали свое дело. С басами все
было нормально.
Луша.
Позвольте, позвольте! А где
же сабвуфер?
Д. Л.
О сабвуфере могли бы меч-
тать, если бы догадывались, что это
такое, обладатели популярных тогда
„10 МАС“ и „6 МАС". Последние,
представляя собой небольшой закры-
тый ящик (6ГД-6 + ЗГД31), начисто
лишали аудиофила не только баса, но
и нижней середины. Зато „6 МАС“
легко вписывались в любой интерьер.
Нередко основным ограничивающим
бас фактором была АЧХ лампового
усилителя: все упиралось в выходной
трансформатор. Когда появились пер-
вые мощные транзисторные усилите-
ли, все обратили внимание не на „фе-
номен транзисторного звучания“, а на
откуда ни возьмись появившийся бас.
Первый импортный сабвуфер, по-
моему, американского производства, я
увидел в середине семидесятых. Ящик
в форме куба с полуметровым ребром
имел 12-дюймовую головку с очень
большим ходом и производил сильное
впечатление, начисто „перекрикивая“
мои кинаиовские колонки. Особенно
сильно „дуло“ из труб фазоинверто-
ров.
..
С. Луша.
А как же физика? У вас
же было 400 литров объема? Или чув-
ствительность американской головки
была велика?
Д. Л.
Погодите, подруга. Давайте по
порядку. Про что вам сначала расска-
зать? Про бас или про сабвуфер?
Луша.
Про бас, конечно!
Д. Л.
Бас существует в двух состоя-
ниях. Как неотъемлемый атрибут му-
зыки и как шумовой эффект.
И симфонический оркестр, который
мы любим наделять свойствами эталона
аудиофильного звучания, и все другие
источники музыки, включая электрон-
ные. не стесняются издавать басовитые
звуки, стараясь усилить психоакустиче-
ское воздействие на слушателя. Конеч-
но, АС, способные вое производить ба-
сы, или системы с сабвуфером могут
усилить иллюзию реальности звучания.
Но в большинстве случаев это все равно
будет лишь иллюзия. Представим себя
в Большом зале филармонии Санкт-Пе-
тербурга. ІІОЧШ 20000 м3 объема! Здесь
есть где разгуляться акустическим ко-
лебаниям. Вот на сцене кто-то ударил в
большой бубен, что породило немалое
А у к и о М а г а з и н 5 /1 9 9 8
предыдущая страница 82 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн следующая страница 84 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст