7 0
м у з ы к а
H e lm u t L a c h e n m a n n
R e ig e n s e lig e r G e is te r
(2 . S tre ic h q u a rte tt)
Tanzsuite mit Deutschlandlied
Х е л ь м у т Л а х е н м а н
„ Х о р о в о д б л а ж е н н ы х д у х о в “
(В т о р о й с т р у н н ы й к в а р т е т )
Танцевальная сюита с немецким
гимном
Ардитти-квартет
Немецкий сим ф онический оркестр, Б ерлин
Дириж ер Олаф Х енцольд
Звук: М ихаэль Занднер, Рита Бабо,
Манфред Хок
(под наблю дением автора)
Auridis Montaigne МО 7X2019
МГУ)
1994 m l
калькой улотребимости, но даже не
осознанад и того простого факта, что
все, извлекаемое ими, является тоже
музыкальным, и в той же мере, в ка-
кой привычное. Перевожу: „является
музыкальным“
значит может стать
материалом для строительства, обла-
дает потенцией к упорядочению. Ла-
хенман и стал упорядочивать все
маргинальное, строить нс из мрамо-
ра, а из прожилок, на этом мраморе
видимых.
Личность автора с его объяснения-
ми, как правило, входит в комплект к
предлагаемо]'! им музыке. Ясиый-по-
нятный метод должен сопровождать
опус, поднимать его рейтинг. Это со-
Вообще-то это почти не рецен-
зия на конкретный диск. Ско-
рее, приглашение в некое от-
ветвление лабиринта, безус-
ловно тупиковое. Заходите в
музы кал ы і ы и нанопти кум.
Там покоятся звуки: пен
кровли,
дрожь
стекол,
рост травы. Ппструмен
ты изломаны. Движе-
нья нет. Хозяин заве-
дения
мудрен бра-
с/е
«
датый Хельмут Л а-
о/ду,
^
хепмаи.
Создавае-
мые им звуковые
реалии лежат но
ту сторону красоты и
некрасоты. За 30 лет они не
утратили странности, хоть и стали
коммерчески
выгодными.
Сейчас.
Когда в музыке „все можно“, причем
уже примерно с полвека, рецептом
признания почти так же давно стало
свое „нельзя", по возможности ориги-
нальное н жизнеспособное. Лахенман
нашел это „нельзя“: звукоизменение,
являющееся нормой для исполните-
лей, и сколько-нибудь привычное
членение музыки на осмысленные и
правильно-повторные единицы. Гово-
ря проще: то, что делает возможным
социальное бытование музыки как уз-
наваемого предмета для восприятия и
потребления. В конце 1960-х сумас-
шедшие тембровые новации Лахеи-
мана нередко приводили к тому, что
его опусы отвергались оркестрами
прямо на репетиции, в присутствии
автора.
Музыканты считали ниже
своего достоинства скрежетать смыч-
ками невесть в каком месте (инстру-
мента. конечно) или дуть сугубо на-
оборот, нежели их учили во всяких
там Носіїхсішіе. В коридоре, разыгры-
ваясь, они тем не менее спокойно мог-
ли проделать требуемое. Притом они
не то что не задумывались о его музы-
a°bl.
M° Nï^
провождение
требование сообщест-
ва музыкантов как части общества:
дайте нам продукт, максимально ути-
лизируемый. Мало, чтобы его можно
было слушать. Надо, чтобы его можно
было изучать, экстрагировать метод.
Несмотря на востребованность Ла-
хенмана (профессура, мастер-курсы,
общий авторитет и все такое), мне
представляется, что его сочинения об-
ладают какой-то высшей бесполезно-
стью, присущей очень немногим ху-
дожественным явлениям. Социаль-
ный успех, имя for sale не лишили
Лахснмана целомудренности. За экс-
тремальными звуковыми событиями
нет либидо. Есть мистика душевных
движений, но определению случай-
111
,lx. Преодолен мир ординарных по-
вторных сущностей, но Лахенман ов-
ладел еще труднейшим
музыкаль-
ным временем, где случайности рож-
даются и умирают. Все настоящее
трудно, и только трудное подлинно -
поэтому нужно доверять и терпеть.
Проживать жизнь как музыкальную
форму, и наоборот.
Награда не умедлит. В каждом опу-
се Лахснмана есть некая точка, най-
денная в форме целого с поразитель-
ной интуицией. В ней автор наконец
распахивает перед истомившимися
вами дверь в потустороннее. (9, 13,18)
C la u d io M o n te v e r d i
V e s p r o d e lla B e a ta V e rg in e
К л а у д и о М о н т е в е р д и
В е ч е р н я д е в е М а р и и
C antus Colin
C oncerto Palatino
Konrad Junghanel
deutsche hurmoniu tumuli 0)472 77)32 2
Диск 1
33:38
Диск 2
34:37
1993 m l
До XVII века европейская музыка,
казалось, следовала сомнительному
правилу „работа несовместима с удо-
вольствием“.
Последнему служили
песни и танцы, сиречь музыка свет-
ская и народная. В стенах же церкви
всем (в том числе сочинителям) над-
лежало тяжко трудиться. Монтевер-
ди. maestro di cappella венецианского
собора Сан Марко, оказался первым,
кто дерзнул, соединив приятное с по-
лезным. приблизить общение с Богом
к чувственному наслаждению. Такова
„Вечерня деве Марин“, которая шоки-
ровала, должно быть, тогдашних куль-
тработников своей театральностью и
чуть не любовным томлением. (О
сладкие секунды, в обоих смыслах
этого слова!) А для наших ушей, неиз-
бежно засоренных позднейшей цер-
ковной музыкой (и прежде всего Ба-
хом), этот опус есть порождение чи-
стейшего религиозного чувства. II
многие детали записи воспроизводят
эту чистоту весьма искушенно. На-
пример. эхо-эффект в дуэте двух тено-
ров (CD I. №
9) исполнен (и записан)
так, будто бы исполнитель эхо-голоса
прокрался за дверь и, передразнивая
первого, забыл ее прикрыть. В №
6
средние и нижние голоса неистовству-
ют в заковыристых (но, в сущности,
очень простых) имитациях; сопрано
же интимно, почти про себя, ведет гре-
горианский напев, основу нижележа-
щих кунстнгпоков (или, раз уж мы в
I Ггалии./ю/гЛ/т'
musicali
'). Мнимая на-
ивность исполнителей очень к лицу
АупиоМагазин 5/1998
предыдущая страница 71 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн следующая страница 73 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст