М ір ш т і
Авторская рубрика
Бориса ФИЛАНОВСКОГО
е п е и л а н с к п я
1
^ гг ^ у ф О Н О Т £ K f l
Louis
Andriessen
M is for Man, Music, Mozart
L o u is A n d r ie s s e n
D e S tijl
„ М is f o r M a n , M u s ic , M o z a r t “
Л у и А н д р и с с е н
„ С т и л ь “
„ М is f o r M a n , M u s ic , M o z a r t “
Ш ёнберг-ансам бль
Оркестр „De Volharümg"
Дириж еры Райнберт д е Леу. Ю рьен Х ем пель
Солистки Гертруд Тома, Астрид С ериэзе
Звук: А дриан Ф ерстайнен, Берт ван д е р Волф
и д р .
Eteklm Nonesuch 7559-79342-2
54:00
1994 mi)
В начале 1970-х в Голландии с совре-
менной музыкой все было как у нас те-
перь. Ее играли в маленьких зальчиках
и довольно скверно. Луп Андриссен
поднял- бунт, учинив несколько пуб-
личных скандалов на концертах клас-
сической музыки. А чего стоит пети-
ция композиторов руководству пре-
стижнейшего зала „Консерл гебау“— то
бишь главному дирижеру одноимен-
ного оркестра Бернарду Хайтинку,— в
которой молодые тогда наглецы всяче-
ски поносили адресата за консерва-
тизм концертных программ.
Более серьезным оказалось то, что в
своих опусах Андриссен демонстра-
тивно повернулся к американскому
репетитивиому направлению, джазу и
поп-арту. Чтобы их исполнять, компо-
зитор и основал коллектив „De Vol-
harding“ („Стойкость“). Стиль обоих с
тех пор мало изменился. В манере Ан-
дриссена все круче переплавлялись
„невысокие“ жанры, но также все
сильней ощущалось дыхание его ку-
миров - Баха и Стравинского. Вопре-
ки равнению автора на гениев чистой
красоты, данным диском останутся
довольны и те, кому дорога социаль-
ная активность художника: „Стиль“
написан на текст воспоминания одной
современницы о Пите Мондриане, а
„М is for Man, Music, Mozart“—
саунд-
трек одноименного фильма Питера
Гринуэя к 200-летию со дня смерти
одноименного композитора.
Андриссен вышива-
ет по чугунной канве
грубо
громыхающей
жестью. В его густо-
населенных партиту-
рах (особенно в „Сти-
ле“) — и комбинации
сложных
нечетных
ритмов, и каноны на
их основе, и прихот-
ливая контрапункти-
ческая вязь в исполне-
нии
разнообразных
ту л у м басов.
Ресурс
каждого
из
этих
и
многих других при-
емов (которые из-за
их ясной слышимости
так и тянет обозвать
„при моч ками“) исчер-
пан с упрямством кол-
лекционера.
Оттого
ткань пронизана ба-
рочным духом перечисления, эстети-
кой каталога. Недаром ведь Гринуэй,
фильмы которого кинематографисты
называют альбомами картинок, а его
самого дизайнером и собирателем об-
разов, постоянно работает с Андрис-
сеном.
Для голландских музыкантов при-
вычен подобный сопромат. Они на нем
выросли. Любой из них скажет вам,
что самые заковыристые размеры и са-
мая сложная ансамблевая игра не до-
пускают механического счета. Здесь
надо уже чувствовать. Тогда и появля-
ется непринужденность и внятность,
свойственная игре обоих коллективов.
„Ое УоНшт)^“, как можно было
убедиться на их петербургском кон-
церте в октябре 1996-го, играют с уси-
лителями, стремясь подавить публику
уже простым напором воздуха. Даже в
сравнительно Малом зале филармо-
нии без электричества не обошлось. В
записи инструменты выдвинуты на
передний план, видимо, чтобы имити-
ровать сценическую агрессию ансамб-
ля. Перспектива пропадает. На пло-
скостной картинке все видать - как на
сверхплоском экране сверхдорогого
ТВ. Здоровая, почти растительная не-
уклонность почти животной мысли,
упругий резиновый оркестр из
гобо-
ев,
труб, саксофонов, Тромбонов, бас-
гитар. ударных понуждают вас к тело-
движениям не хуже, чем .
.. (впишите
сюда любимую рок-команду). Неесте-
ственная яркость, супернатуральность
игры, смак тупейших инструменталь-
ных повадок
зернистое рычание
тромбонов и саксофонов, неживая де-
тонация труб, апоплексическое хрипе-
ние контрабаса и посвист флейты-
пикколо — как нельзя лучше отвечают
антидекадентству Андрнсссна. Если
бы
в
Голландии
вдруг
устано-
вилась фашистская диктатура на ме-
стном материале
„Стиль“, как и во-
обще стиль Андриссена, несомненно
был бы признан высшим выражением
здоровья и жизненной энергии долго-
вязой курносой расы.
Подзаряжайтесь! Луи Андриссен
он, может, и не Кастальский ключ, но
уж всяко источник бесперебойного
питания. (9.14,11)
АупиоМ агазин 5/1998
предыдущая страница 70 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн следующая страница 72 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст