П о ч т а
Сочинение на тему
отечественного hi-fi
К 20-летит появления в свободной
продаже катушечных магнитофонных
приставок класса hi-fi „Маяк-001 сте-
рео" в фирменных магазинах „Орбита“
гг. Москвы и Киева 30 августа 1078 года
Любителей послушать и попаять
20 лет назад больше интересовал, на-
верное, тракт [воспроизведения] от
зарождения сигнала <.„> до линейно-
го выхода. Связано это было, скорее
всего, с различным характером звуча-
ния разных линейных источников с
одним п тем же усилительным уст-
ройством и акустикой; Если с „вини-
лом“ дела тогда обстояли достаточно
хорошо, то магннтозаинсь по тем вре-
менам оставляла желать много луч-
шего. По крайней мере, в 1977 году
[ничто] не заставляло сомневаться в
атом нас, в то время еще студентов,
когда в завершение вечера сравни-
тельного прослушивания современ-
ных магнитофонов в тот же усили-
тель включался линейный выход тог-
да уже двадиатплетпего лампового
„Гннтараса“. Результат поражал непо-
вторимым качеством звучания. (По-
нятна сейчас страсть к ламповым | вы-
ходным каскадам проигрывателей |
СГ) и предварительным усилителям.)
Становилось ясно, что прогресса ни-
какого, только хуже. Все жили в ожи-
дании
магнитофонной
приставки
класса hi-fi.
В мае 1978 года мне, молодому вы-
нус кн
11
ку факул ьтета при бороетрое-
ния МВТУ им. Баумана, пришлось
работать регулировщнком радиоаппа-
ратуры в Ханжснковском филиале
Донецкого завода „Топаз“ в г. Макеев-
ке, на который в Министерстве про-
мышленности средств связи СССР
пал выбор начать мелкосерийное про-
изводство блоков электроники к „Ма-
яку-001“. Надо сказать, что со време-
ни знаменитейшей международной
выставки „Связь-75“ в Сокольниках,
где впервые демонстрировался этот
аппарат, прошло три года, а выпуск их
так и не был налажен.
Шеста месяцев, проведенных в Кие-
ве пока у нас готовился участок, много-
му научили меня, который [раньше| в
этой области занимался только новы-
11
ієн нем помехозащніцеіі пости тракта
воспроизведения переносных кату-
шечных магнитофонов.
Битва с величиной регулярных и
нерегулярных шумов транзисторов,
|с| нелинейными искажениями и ар-
мянскими электролитическими кон-
денсаторами в сочетании с приобре-
тенным мастерством субъективной
оценки качества звучания и умением
паять выковала из макеевских ребят
классных регулировщиков аппарату-
ры hi-fi.
Производство этих приставок к ав-
густу 1978 года возросло до несколь-
ких сотен в месяц, что позволило вы-
бросить их па „официальный“ рынок.
Начальство не забыло перевести меня
на „повышение", в руководители тех-
нологии изготовления и регулировки
этих блоков, с 450 р. на 940 р. в месяц,
что заставило меня сразу же уйти из
профессионалов, отправиться на род-
ион Север п заниматься hi-fi уже на
любительском уровне, поскольку флю-
иды от схемотехники „Маяка-001“ уже
не давали покоя.
Действительно, его тракт воспроиз-
ведения был решен великолепно: вы-
сокая отдача современной головки
воспроизведения п непосредственная
связь ее с усилительным трактом на
Малошумяших транзисторах
почти
удаляли вуаль до уровня шума лен-
ты н делали безумно плотными басы
<...>. Наличие компенсатора переход-
ных сигналов во входном тракте уси-
ливало стереоэффект. Качество вос-
произведения было заложено на не-
сколько лет вперед, хотя схемотехника
была откровенно содрана со швейцар-
ского „Revox Л-77“.
Выпотрошенная мной „Орбита-204“
со встроенными усилителями воспро-
изведения от „Маяка-001“ и два парал-
лельных „Брига“ с четырьмя „Корвета-
ми" долго заводили наши дискотеки.
За
границей
появились первые
CD. а мы по-прежнему писали с „ви-
нила". Весь этот тракт: головка ЭПУ
усилитель-корректор
входной
усилитель записи магнитофона
усилитель корректирующий записи
выходной каскад записи —
головка
записи
представлялся чем-то тя-
желовесным и вообще некоррект-
ным. Так и хотелось, как по А. Райки-
ну, „перейти с полупроводников на
проводники“. Идея пришла в 1982
году: совместить функции усилите-
ля-корректора ЭПУ и корректирую-
щего усилителя записи, учитывая,
что ЭДС звукоснимателя сама имеет
АЧХ, п исключить входной усили-
тель записи.
Эксперименты показали, что регу-
лировку уровня записи можно вообще
исключить, настроив весь тракт запи-
>
си под ЭДС головки звукоснимателя
ЭПУ.
В итоге глубина коррекции сум-
марной АЧХ нового усилителя-кор-
ректора записи заметно уменьши-
лась, что позволило надеяться на
большую динамику сигнала и еще на
кое-что. АЧХ в области высоких ча-
стот для скорости 4,76 см/с оказалась
линейной, а ее глубина меньше, чем
для скорости 19 см/с, что вообще за-
мечательный [иовод| для перехода на
кассеты. А весь электронный тракт
записи от головки звукоснимателя
ЭПУ до универсальной головки ока-
залось возможным сделать на одном
операционном усилителе (см. описа-
ние Авторского свидетельства). Этот
способ записи я так и назвал: „С голо-
вки на головку“.
Пробная запись с отечественного
ЭПУ „Электроника-012“ на действу-
ющем макете состоялась 16 июня
1984 года. Под рукой не оказалось
диска
любимого
„Rolling
Stones“.
„Портрет“ Клавдии Шульженко впол-
не подошел для этого, особенно одно-
именная вещь, тогда совсем недавно
записанная в современной студии с
оркестром. Результат потряс доселе
неслыханной прозрачностью звуча-
ния с ленты. Омрачен он был лишь
тем, что в этот день К. И. Шульженко
скончалась.
..
В дальнейшем многие, даже п не
слишком искушенные в качестве зву-
чания. признавали [отличие] магнито-
записей, сделанных таким способом.
Мнения сводились примерно к следу-
ющему: слышно отчетливо все II в то
же время отчетливо раздельно. Такова
оказалась награда за минимизацию
электронного тракта обработки мало-
го сигнала.
Теперь, имея такой высококаче-
ственный линейный выход, можно
было приниматься за следующий уси-
лительный тракт: предварительный
усилитель и усилитель мощности,
применив тот же принцип замены „по-
лупроводников на проводники".
Прослушивая различные предвари-
тельные усилители через оконечный
усилитель мощности старого транзи-
сторного „Брига“, в котором честно
убраны все фликкер-шумы, можно
убедиться, насколько эти самые пред-
варительные усилители могут испор-
тить сам полный усилитель мошно-
АупиоМагазии 5/1998
предыдущая страница 6 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн следующая страница 8 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст