и с п ы т а т е л ь н ы й с т е н д
43
дение можно было в „исполнении“
„Classe CDP-.5“ и „Pioneer PD-S06".
Я - благоговейный поклонник Тор-
жественной мессы Бетховена, и ис-
пользовать эту музыку в качестве мате-
риала для тестирования аппаратуры —
независимо от того, как и кем она ис-
полнена и записана,—
кажется мне за-
нятием вполне кощунственным. Но ее
звуковое богатство именно на это и
провоцирует. Вместе с тем этот мир
настолько многообразен, что с точки
зрения испытателя муз. ящичков Mis-
sa Solemnis представляется набором не
схожих друг с другом звуковых ланд-
шафтов. Для начала требовалось опре-
делить „точки слуха“, с которых мож-
но было бы отслеживать поведение ап-
паратов и которые свели бы фактур-
ную п тембровую множественность
необъятного опуса к нескольким ос-
новным типам. Например, к таким:
а) мощные оркестрово-хоровые
tutti,
которые Бетховен строит всякий раз
по-разному;
б) полифонические фрагменты, где
хоровые партии дублируются инстру-
ментами;
в) места сопоставления сольных темб-
ров (все равно, инструментальных
или вокальных) плотных звуковых
масс;
г) фрагменты особо тонкого ансамбле-
вого письма с наибольшим ритмиче-
ским разнообразием.
Надо признать, что в целом записи,
подобные этой, в идеале предназначе-
ны для проигрывателей еще более вы-
сокой неновой категории. Правда, пре-
кратилась путаница, царившая при
прослушивании Респонсорнсв, когда
было практически незаметно, что „Pio-
neer PD-S06“ втрое дешевле, чем „Me-
ridian 508-20“. Опять наиболее прием-
лемый результат продемонстрировал
„Classe CDP-.5“. Но и ему не хватало
подробности в
tutti.
Казалось, та самая
выровненность и холодность, что была
так к лицу Джезуальдо, здесь превра-
тилась в некоторую оплощенноеть. За-
метной стала нехватка средних частот
ближе к низким. Это давало менее соч-
ную звучность нижнего регистра аль-
тов и кларнетов или среднего регистра
фаготов и виолончелей. А в прелюдии
к Benedictus (4-я дорожка), где указан-
ные инструменты с фактически незем-
ной сладостью изображают небесный
орган, я даже не знал, радоваться чи-
стоте и абсолютному холоду воспроиз-
ведения или от них же печалиться.
„508-20" с более кругло-уютным до-
машним звуком делал исполнение
чуть более человечным, казалось, даже
добавляя вибрато, старательно избега-
емое оркестрантами. Более дешевые
аппараты составили аналогичную па-
ру. Только звук „Pioneer PD-S0G“, не
дотягивая до детальности „Meridian
508-20“. представлялся немного более
выхолощенным и оттого еще более чи-
стым, почти лишенным акустических
подробностей. „Yamaha CDX-993“, по-
добно „Meridian 508-20“, утепляла ор-
кестровый климат „странного места",
но придавала звуку некую туманность,
он будто бы слышался из-за закрытой
двери.
Вообще, „Yamaha CDX-993“ воспро-
изводила данную запись (как и почти
все симфонические записи, отчего я ре-
шил, что это свойство ее характера, а
не выбранных дисков), словно noipy-
жая ее в свое акустическое пространст-
во, которое можно было даже услы-
шать. в основном в моменты эха или за
мгновение до начала звука. Маю того,
что само звучание оставляло желать
лучшего, оно еще находилось внутри
этой довольно чуждой ауры. Зато
фрагменты джазовых дисков почему-
то выглядели самым естественным об-
разом именно на „CDX-993". Предпо-
лагаю здесь два обстоятельства. Сту-
дийные записи джаза, попавшиеся мне
под руку', обладают неестественной по-
дробностью: кажется, что микрофоны
установлены
внутри
инструментов
или вживлены вокалисту в гортань,
так что невидимые исполнители выра-
стают до чудовищных размеров, обра-
щаясь в dei ex machina. Превосходная
стереопанорама добавляет к обособлен-
ности этих монстров абсолютную про-
странственную разорванность. „CDX-
993“ с ее манерой неколько опрощать
картину, как ни странно, приближала
все это к живой концертной ситуации.
Ведь мы на концерте не слышим таких
анатомических прелестей. Недостат-
ки „Yamaha CDX-993“ по отношению к
оркестровой музыке в джазе станови-
лись достоинствами. Все сказанное я
бы отнес и к остальным трем проигры-
вателям. Аналитики-цифровики (да
простят мне неуклюжее словоупотреб-
ление) разнимали джазменов на части,
заставляя вспомнить анекдот об одном
покойном, чей диагноз был - „умер при
вскрытии“2.
Возвращаясь к исследуемой записи
Торжественной мессы: она порадовала
колоссальным динамическим диапазо-
ном, который оказался индикатором
ценовой категории. Чем дороже был
аппарат, тем существенней этот диапа-
зон субъективно смещался влево. (Это
не имеет ни малейшего отношения к
мощности
выходного сигнала!) То
есть: мне казалось, что более дорогие
проигрыватели в целом воспроизводят
запись тише, и в то же время непосред-
ственно ощущаемый контраст между
„самым громким“ и „самым тихим“ у
них был заметно сильнее. Что особен-
2
Или. как любит говорить о дотошных аналитиках
нс.ііікип музыковед Екатерина Ручьсвская, цитируя
Гсрманнл из „Пиковой дамы": „Она мертва, а тайны
не узнал я Г
А у п и о М а г а з и н 5 /1 9 9 8
предыдущая страница 44 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн следующая страница 46 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст