з о
и с п ы т а т е л ь н ы й с т е н д
стер-ленту „24 бит/96 кГц“ не при-
шлось втискивать в рамки формата
CD-audio Іббит/44,1 кГц.
Впервые нам выпала возможность
провести „историческое“ прослушива-
ние диска DVD-video с 2-каналыюй
фонограммоіі 24 бит/96 кГц (ИКМ,
без компрессии) и сравнить его с ком-
пакт-диском (16 бит/44,1 кГц), запи-
санным с тех же мастер-лент. При по-
очередном сравнении одних и тех же
композиций больше всего меня пора-
зило, что.
.. ничего не поразило. Честно
THE SUPER л и т а COLLECTION
Si PROFESSIONAL TEST DISC
в первую очередь из-за более ту-
склой динамики и менее объем-
ной стереокартинки. A „Philips
DVD-930“
скромно
располо-
жился в арьергарде этого „хит-
парада“.
В п е ч а т л е н и я о т п р о с л у ш и в а -
н и я д и с к а D V D „ 9 6 / 2 4 S u p e r
A u d i o D i s c “
Прослушивались диски:
1. CD-audio
Chesky New Release Sampler („Che-
sky Records" NEWR/S98). Демонстра-
ционный сборник с альбомов, мастер-
ленты которых записаны с импульсно-
кодовой модуляцией 24 бит/96 кГц.
2. DVD-video
The Super Audio Collection & Profes-
sional Test Disc (96/24 Super Audio Disc,
„Chesky Records“ CHDVD171). Сбор-
ник, сделанный с тех же мастер-лент,
что и „Chesky New Release Sampler“,
но поскольку это диск DVD, то ма-
говоря, я ожидал услышать более су-
щественную разницу. В одном запад-
ном специализированном журнале я
как-то прочёл статью о прослушива-
нии на одной из студий звукозаписи
мастер-ленты, записанной с И КМ в
формате 24 бит/96 кГц. Присутство-
вавшие там звукорежиссеры заявили,
что, на их взгляд, качество звука было
не хуже, чем у лучших аналоговых ма-
стер-лент.
Послушав
диск
„96/24
Super Audio Disc“ на предоставленных
нам на тестирование аппаратах, я по-
думал, что, скорее всего, потенциал
этого диска в современных моделях
проигрывателей DVD пока реализует-
ся не полностью. Различия между
первым и вторым дисками были за-
метны, но практически никто не
мог сказать, что какой-то из них
звучит однозначно лучше —
все
только признали, что DVD „96/24
Super Audio Disc“ звучит
непривыч-
но.
Между
прочим,
несколько
экспертов после слепого прослуши-
вания предпочли компакт-диск (!).
Вдобавок ко всему было заметно, что
некоторые фонограммы перед масте-
рингом почему-то прошли разную ци-
фровую обработку —
кто-то явно по-
крутил ручки па „Sonic Solutions“3
(или что там используют на „Chesky
Records“?). На одной и той же песне
пространственное расположение ин-
струментов н вокала было просто раз-
ным. Так что никто не знает, изменили
только панораму или обработка была
более существенной. Поэтому право-
мерность сравнения этих дисков ост а-
лась под вопросом.
Тем не менее, если отвлечься от про-
странственных характеристик, можно
отметить следующие отличия: во-пер-
вых, „96/24 Super Audio Disc“ звучал
более чисто, объемно, гладко, „округ-
ло" и, что называется,
аналогово —
чуть
менее сухо и жестко, особенно в верх-
нем регистре. При этом „аналоговость"
не казалась искусственной, как на не-
которых
проигрывателях
компакт-
дисков. Во-вторых, не знаю почему, но
расширение диапазона звуковых ча-
стот было заметно даже не столько
вверху, сколько внизу —
на втором
диске у баса явно больше субгармо-
~
ник. Речь идет не о количестве баса,
а о его
качестве.
Такое ощущение,
что „снизу" появилась дополнитель-
ная октава - как будто увеличился
объем акустических систем. Кроме то-
го, бас лучше сформирован. Многие
также обратили внимание на лучшее
пространственное разрешение и нали-
чие „эффекта присутствия" на DVD
„96/24 Super Audio Disc“. Я не знаю,
как на самом деле звучат мастер-лен-
ты, использованные при создании этих
сборников, но из этих двух дисков я бы
предпочел второй.
Интересно, что результаты тести-
рования качества звучания проигры-
вателей DVD при прослушивания ди-
ска „96/24 Super Audio Disc“ подтвер-
дились. Соотношение сил осталось
прежним. Кстати, разрядность ЦАПа
на качестве звучания нс сказывалась:
20-битовый „JVC XV-D2000" звучал
по-прежнему лучше, чем 24-битовый
„Panasonic DVD-A350".
А больше всего меня удивило то, что
обычный компакт-диск на „Yamaha
CDX-993" звучал по некоторым кри-
териям лучше (!), чем DVD „96/24 Su-
per Audio Disc“ на победителях наше-
го теста —
„JVC XV-D2000" и „Denon
DVD-3000“, и практически „но всем
статьям“ лучше, чем второй диск на
остальных проигрывателях DY'D.
..
Валерии Козырев
См. также статью К. Никитина и
М. Сергеева „Арифметика 24/96“ в раз-
деле „Справочник“
•* Компьютерная станция цифровом записи, обработ-
ки и монтажа (|юногра.мм.
А у п и о М а г а з и н 5 /1 9 9 8
предыдущая страница 31 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн следующая страница 33 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст