и с п ы т а т е л ь н ы й с т е н д
27
ночь“—
произведением, которое мо-
жет достойно представлять „музыку
вообще“. Это оркестровая пьеса, мас-
штабная, но лаконичная, почти, но не
вполне программная (так как по рож-
дению—
прикладная). Кроме того, она
принадлежит первой трети XIX ве-
ка, эпохе, которая заняла бы положе-
ние „яблочка“, вообрази мы всю клас-
сическую музыку мишенью, и вышла
из-под пера юного тогда гения, что
льет бальзам на души тоскующих по
культурным мифам.
Но всякое сочинение, попавшее в
репертуар „Оркестра XVIII века“ во
главе с Франсом Брюггеном, обречено
расстаться со всеми чертами „вообще"
и бесстыдно обнажить то, что есть в
пари ггуре
11
скл юч
11
тельиого. Мeiщел ь-
соновская пьеса обнажила следующее:
эльфическая главная тема в своей
остннатности и артикуляционной ост-
роте оказалась болезненна, как галлю-
цинация. Гимническая лирика иду-
щей вслед за главной побочной темы
обладала разрешающим пафосом, как
хоралы в Пассиоиах. „Ослиные кри-
ки“ заключительной темы, не дающие
забыть о шекспировском сюжете, вы-
ступили знаком могучей „низкой“
смеховой культуры.
При воспроизведении обыкновен-
ным проигрывателем компакт-дисков
„Yamaha CDX-993“ нас радует ясный
п сочный струнный тембр, упоитель-
ное,
почти
тактильное
ощущение
смычкового штриха. Тембр медных
окрашен ярким самоварным золотом,
а деревянные изысканны, словно ин-
струменты подданных Оберона. Аппа-
рат обладает качествами проявителя,
и по этой причине динамические иере-
пады, которыми изобилует партитура,
могут огорошить, как выстрел из-за
угла. Проигрыватель DVD „.JVC XV-
D2000BK" предлагает то же богатство
цветов и ароматов, но при этом каж-
дый компонент звучания заключает-
ся в собственную пространственную
ауру. То есть фактура оказывается бо-
лее стереофонически богатой, чем мог
бы даже мечтать Мендельсон, а возни-
кающий эффект присутствия в центре
звучания оберегает ваш слух от трав-
матических неожиданностей. Отмс-
тим также театрально характерную
детализацию штриха („некрасивое“
дребезжание скрипок), драматургию
фонических мизансцен (разработка -
близко, реприза —
далеко).
„Philips DVD-930/001", напротив,
дает уныло-плоскую панораму звуча-
ния. „Panasonic DVD-A350E“ радует
гулкими опорными басами (правда,
при этом
tutti
может прозвучать тяже-
ловесно).
Среда звучания
„Denon
DVD-3000“—
подчеркнуто искусст-
венная, и в этом разреженном воздухе
особенно тонко и отчетливо проступа-
ют детали: рекомендуется любителям
артикуляционных виньеток и энтузи-
астам оркестровой полифонии.
Остальная музыка, воспроизведен-
ная той же техникой, дополнила пер-
вые впечатления. Говорят, подобное
единообразие нежелательно. Однако
не может нс радовать последователь-
ное подтверждение смутных поначалу
ощущений.
Однажды Феруччо Бузони выска-
зался в том смысле, что, нс встреть
Альбан Берг Арнольда Шёнберга, из
него бы получился второй Пуччини.
Все же ученик учителя встретил, и
плоды образования поражают иро-
ничным надломом и строгим конст-
руктивизмом, которые усвоил неж-
ный лирик, не расставшись со своей
природой. Песня Лулу из одноимен-
ной оперы —
не песня, а крик и стон,
заключенный в раму роскошной, тон-
ко сплетенной оркестровки. Джулиан
Бэйнс (Juliane Banse) щедро выдыха-
ет отчаяние и боль, а венские филар-
моникп иод руководством Клаудио
Аббадо витийствуют и эстетствуют,
вкушая изыски позднего Берга. Песня
(в опере, справившись с этим отрыв-
ком, Лулу переходит к свершению
иного рода, а именно к убийству) тре-
бует от исполнителей и от их сотруд-
ников-техников умения и воли не
поддаться героине в ее саморазрушаю-
щей истоме и придать рвущимся к
распаду элементам текста облик бога-
того контрастами целого.
Практически на любом из аппара-
тов кульминации Песни производят
шоковое впечатление - высотный ру-
беж вокальной партии „зашкаливает“,
широкое истерическое вибрато вселя-
ет панику. При этом „Panasonic DVD-
A350E“ поглощает оркестровые детали
среднего плана —
скрипичные фигу-
рации, соло арфы. На „Philips DVD-
930/001“ все звучит словно сквозь па-
пиросную бумагу, на „Denon DVD-
3000“—
прячется
под вуаль обес-
цвечивающей корректности и лабора-
торной стерильности. Картинка „JVC
XV-D2000BK“—
это влажные пятна
в ибрафо на, фи л и гран i шя серебря i тя
цепочка арфового соло, неожиданно
глубокий
грудной тембр сопрано.
„Нечеловеческим
голосом“ спетые
кульминации сглажены, зато более
А у ц и о М а г а з и н 5 /1 9 9 8
предыдущая страница 28 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн следующая страница 30 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст