Музыка
З агадочны й
м о л ч а л ь н и к
Телониус А
Владимир ФЕЙЕРТАГ
25 ноября 1963 года фотография
Телониуса Монка должна была по-
явиться на обложке журнала „Time“.
Но 23-го убили Кеннеди, и обложку
пришлось заменить. К фотографии
джазмена журнал вернулся только в
феврале следующего года. „Тайм“, до
этого уделявший
внимание джазу
лишь в коротких полупрофессиональ-
ных рецензиях, наконец-то признал
джазовых исполнителей националь-
ными героями. До Монка такой чести
удостоился только Дэйв Брубек, заво-
евавший популярность в среде уни-
верситетских интеллектуалов.
Была в этом какая-то странность.
Если уж говорить о джазе, то Луи
Армстронг, Элла Фицджеральд, Дюк
Эллингтон или Каунт Бэйси были
значительно популярнее, а среди но-
ваторов, известных узкому, но влия-
тельному кругу музыкантов, выделя-
лись Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи
или Майлз Дэвис. Но выбор „Тайма“—
официоза, обладавшего каким-то фу-
турологическим чутьем,— пал на Мон-
ка. И оказался безошибочным.
Репутация Монка среди джазменов
нового поколения была на самом деле
достаточно высока. В 1942 году он во-
шел в группу молодых музыкантов,
создававших новый стиль, названный
благодаря дурашливой фантазии Диз-
зи Гиллеспи малопонятным словеч-
ком „бибоп“. Молодые афроамерикан-
цы, не принимавшие оптимизма свин-
га, голливудской американской меч-
ты, усиленно пропагандируемого бла-
гополучия общества и, в особенности,
распространенного утверждения, что
черные джазмены — всего-навсего та-
лантливые „развлекатели“, создавали
новую музыку, основанную на вирту-
озной импровизации и на мелодике,
далекой от песенной продукции.
Центром джазовой фронды стал
клуб „Minton’s Playhouse“, открыв-
шийся в 1940 году на 118-й улице в
отеле „Сесиль“. Это было удобное ме-
стечко, чтобы заглянуть туда после
работы. Музыканты, отыгравшие тан-
цевальные программы в каком-ни-
будь биг-бенде, с удо-
вольствием
заходили
„к Минтону“, чтобы от
души помузицировать
по-своему. Здесь быва-
ли саксофонисты Ле-
стер Янг, Коулмен Хо-
укинс и Бен Уэбстер,
трубач Рой Олдридж.
Каждую ночь до утра
на сцене сидел гита-
рист
Чарли
Крнсчи-
ен. Здесь рождалось то иШ
ощущение свободы, КО- '
торого не могло быть в
дисциплинированных
биг-бендах. Музыкан-
ты выбирали невероят-
но быстрые темпы, от-
казывались от посто-
янной опоры на гра-
унд-бит и дерзко экспе-
/ _ _ _ _
риментировали в обы-
I I У
1
/ '
грывании традицион-
ных гармоний.
Молодые исполнители — и Монк в
том числе — не только играли новую
музыку, но сознательно стремились
нанести „пощечину общественному
вкусу“. Предавалось анафеме все, что
было связано с эрой свинга, с танце-
вальным залом, с приглаженной и
счастливой бродвейской эстетикой.
Отстраненный вид, а не лучезарные
улыбки, публика может слушать, а
может и не слушать. (Во всяком слу-
чае завоевывать ее расположение эст-
радными приемами не стоит. Не нра-
вится — уходи!) Небрежная одежда,
темные очки, козлиные бородки и ма-
лопонятные шуточки, иногда отпу-
скаемые со сцены. Исполнение соль-
ного эпизода спиной к зрительному
залу (не смотреть надо, а слушать).
Типичные битники сороковых годов.
Атмосфера посвященности. Приоб-
щиться к ней можно, но вопросы зада-
вать не стоит, потому что ответом бу-
дет
ироническое
презрение.
Надо
просто поверить музыкантам, вклю-
чить пытливый слух и почувствовать
себя своим.
Во всей этой стихии горячей вирту-
озности, безапелляционного непри-
ятия установившихся джазовых тра-
диций как нельзя кстати оказался
фортеп паи мы й стиль, разработан! i ы i i
Монком,— экономная угловатая мане-
ра. какие-то скрюченные малонапев-
ные фразы, разрозненная ритмика и
диссонирующие созвучия, которые
иногда он вдалбливал в инструмент с
упорством человека, наслаждающего-
ся своими необычными находками.
Фортепьяно перестало быть надеж-
ной опорой с постоянно слышимой
гармонией. Редкие аккорды-всплески
вклинивались в интуитивно ощущае-
мые паузы у духовых, а иногда накла-
дывались на виртуозный импровиза-
ционный орнамент в совершенно не-
предсказуемых моментах.
Первоначально у многих возникло
впечатление, что Монк
технически
слабый пианист. Потом выяснилось,
что так могли говорить только плохо
информированные люди, не слышав-
шие его ранних записей, где полно
пассажей в духе Арта Тэйтума и Эрла
А у п и о М а г а з и н 4 / 1 9 9 8
предыдущая страница 98 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 100 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст