почта
93
Не стоит путать диски и устройства DVD-ROM/R, которые
совместимы с обычными проигрывателями DVD и DVD-ROM,
с дисками и устройствами нового формата DVD-RAM
онкольными“ внутренними машинка-
ми с интерфейсом IDE, ибо они прак-
тически никуда не годятся, хотя и сто-
ят чуть дороже „попкорна“. Аппарат-
ный кэш CD-рекордера должен быть
не менее 512 кб, а лучше 1 Мб.
Старый друг, говорят, лучше новых
двух, поэтому во избежание проблем
обратитесь к CD-рекордерам „Pinnacle
Micro RCD 4x4“ и „Plextor PlexWriter“,
которые выпускаются до сих пор, не-
смотря на засилье неработоспособных
IDE-дешевок. „PlexWriter“ имеет кэш-
буфер объемом целых 2 Мб и загрузку
диска с помощью футляра „кэдди“. В
комплект к двум из трех модификаций
„PlexWriter“ входит отличный кон-
троллер „АНА-2930 SCSI-2/РСГ.
Отвечу и на остальные вопросы, за-
данные в письме читателя. Современ-
ные процессоры могут запросто рабо-
тать с такими, например, форматами,
как 230 МГц х 64 бит, но не существует
пока АЦП, способного „поднять“ да-
же „96 х 24“. То же можно сказать и о
ЦАПе. Я пока не видел собственными
глазами устройства, реально работаю-
щего с форматом 96 х 24, во всех мне из-
вестных приборах осуществляется пре-
образование таких данных в реальном
времени во что-нибудь удобоваримое,
вроде 44,1 х 16. Поэтому „чуткие уши
наших экспертов“ ничего об этом ска-
зать не могут, хотя я склонен предполо-
жить, что на нынешнем уровне развития
аудиотехники запись в формате 96 х 24
будет звучать хуже, чем в 44,1 х 16.
Дело в том, что с увеличением раз-
рядности резко возрастают требования
к минимизации „джиттера“ и к точно-
сти самого преобразования, которые со-
временные устройства выполнить не
могут. Скажем, в студиях подобные
форматы применяются исключительно
для обработки и промежуточного хра-
нения звукоданных. Иногда в этом же
формате данные пересылаются между
устройствами по шине SDIF-2. В слу-
чае с AES/EBU данные пересылаются
лишь в формате 44,1 х 24, который эта
шина способна „поднять“. Я тоже хра-
ню обрабатываемые данные на диске в
форматах 44,1 х 24. Забавы ради я ино-
гда слушаю записи в формате 44,1 х 20,
однако всегда отмечаю ухудшение ка-
чества звучания против 44,1 х 16 по вы-
шеназванным причинам.
Подробно обо всем, о чем спрашива-
ет читатель, написано в моих статьях в
журнале „Class А“. Вкратце напомню,
что речь там шла о сравнительном про-
слушивании обычных 16-битовых тре-
ков, 24-битовых треков, конвертируе-
мых в 16-битовый формат в реальном
времени, и 20-битовых треков, прослу-
шиваемых в оригинальном виде. Раз-
ница в звучании 16-битовых треков и
24-битовых, конвертируемых в 16-би-
товый формат, практически отсутство-
вала, в то время как 20-битовые треки
звучали заметно „грязнее“ на низких
уровнях, утрачивали „плотность“ в
сравнении с 16-битовым оригиналом.
Было указано, что сие обстоятельство
хорошо знакомо инженерам студий,
почему они и предпочитают использо-
вать 20- и более битовые форматы
лишь на стадиях обработки и времен-
ного хранения данных. Ясно, что, ска-
жем, величина „джиттера“ в 40 пикосе-
кунд, вполне устраивающая при рабо-
те с 16-битовым форматом, с точки
зрения 24-битового уже неудовлетво-
рительна. Поэтому современная аппа-
ратура воспроизведения еще не готова
Современные процессо-
ры могут запросто
работать с такими,
например, форматами,
как 230 МГц х 64 бит
3 3
для „аудиомонахов“, желающих упи-
ваться прослушиванием 24-битовых
записей, но более чем подходит для
звукообработки, особенно не в реаль-
ном времени, то есть для процессов, к
величине „джиттера“ некритичных. С
описанным явлением сталкивались и
энтузиасты high end, например тот же
Михаил Кучеренко. Он любит экспе-
риментировать с прибором обработки
„Digital Lens“ фирмы „Genesis“, кото-
рый преобразует входные данные в
20-битовый формат и либо преобразу-
ет их обратно в 16-битовый после раз-
личных вариантов обработки, либо по-
дает их на выход в 20-битовом форма-
те. В первом случае он обеспечивает
звучание иногда даже лучшее, чем в
ори ги нале, во втором —
он качеством
звука не блещет, вернее, не блещут
внешние конверторы, когда имеют де-
ло с 20-битовыми данными.
Вернемся к вопросам г-на Мальцева.
„Hard’n'Soft“ я за серьезное издание не
считаю. Журнал заявляет на своих
страницах, что пишет для „лохов“ (ка-
кое неуважение к читателю!), но ясно,
что в нем самом сидят „лохи“,—
хотя
3 3
бы по отвратительной дилетантской
верстке, когда одна страница заканчи-
вается, а следующая не начинается!
Обратитесь к нормальной компьютер-
ной прессе в лице „Мира ПК“ и „PC
Magazine“—
эти издания вполне до-
ступны для неспециалистов, читаются
не хуже, чем Агата Кристи, и делают
их далеко не „лохи“.
„Nagra D" сейчас поставляется без
АЦП, однако три года назад она ком-
плектовалась набором РСМ1760 фир-
мы
„Burr-Brown“.
Характеристики
этого набора (вывод данных в 20-би-
товом формате при 16-битовой точно-
сти преобразования) не отвечали воз-
можностям машины, поэтому теперь
изготовитель рекомендует примене-
ние внешних АЦП. Существует вари-
ант поставки по заказу с АЦП фирмы
„Analog Devices“, имеющим вывод
данных в 24-бнтовом формате.
Что такое „голографический“ спо-
соб записи, я не знаю. Мои знакомые
из Российского космического агент-
ства сказали мне, что где-нибудь это,
возможно, и практикуется, но сами
они с подобным не сталкивались2. В то
же время в их подразделениях приме-
няются практически все виды носите-
лей, существующие на сегодняшний
день. DVD-R-носитель устроен точно
так же, как и CD-R, а существующие
рекордеры являются простыми моди-
фикациями CD-R-рекордеров. Заме-
нены оптические системы и контрол-
леры ввода-вывода. Я уже „потискал"
машинку по имени „Pioneer DVR-
S101“, и, скажу я вам, отличная штука,
но.
.. приятно поражает цена этих уст-
ройств в 15-20 тысяч долларов, яв-
но продиктованная соображениями
борьбы с пиратством. Впрочем, „про-
гресс“ не стоит на месте, и „Mat-
sushita“
уже объявила
о
выпуске
DVD-рекордеров но цене около $700 с
интерфейсом IDE.
.. Прямо вижу, как
каждая попытка что-то записать будет
заканчиваться сообщениями на экра-
не вроде: „Now bufler underrun, buddy.
Time to kick your ass & goodbye!“.
..
Главное, не стоит путать диски и
устройства DVD-ROM/R, которые
совместимы с обычными проигрыва-
2 Вообще творя, в Научно-исследовательском ки-
нофотоинституте (Н И К Ф И ) была защищена дис-
сертация на тему голографической записи звука на
носитель с фотоэмульсией.—
Ред.
А у п и о М а г а з и н 4 /1 9 9 8
предыдущая страница 94 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 96 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст