почта
87
о и о т и ч е с к и х
м е т о д а х
Роман ПА! ПАРИ И
з в у к о з а п и с и
Поводом для моей статьи послужили читательские письма, которые привожу ниже.
В основном мое письмо касается
статьи Романа Пашарина „Ульгра-
псевдоаналог“ в „АМ" № 1
(12) 97 и
письма О. Хавина в № 2 (19) 98.
Статьи Р. Пашарина (скажу откро-
венно) мне нравятся. Потенциал авто-
ра, его энергичность в освещении тех-
нических вопросов, желание во всем
разобраться оставляет хорошее впе-
чатление. Вместе с тем ряд вопросов
освещается слишком тенденциозно и
чересчур эмоционально. Например, в
статье „Ультрапсевдоаналог“ написа-
но: „Апофеозом в развитии аппаратно-
го
ПП-сигнала
стала
микросхема
TDA1305, из спецификации к которой
можно узнать о замещении ПП-сигна-
лом целых 5-ти младших битов [!!!|
при возникновении ошибок! .
..Разра-
ботчиков нимало не смутило, что оба
ЦАПа [TDA1305 и AD1859), согласно
спецификациям, предназначены для
применения в системах MPEG-деко-
дирования и в цифровом радио, но не в
проигрывателях компакт-дисков“. Че-
стно говоря, мне было жутко интерес-
но, как эти непонятные ЦАПы могут
применять весьма уважаемые мною
фирмы-производители - „Micromega“
(„Stage 4“, „5“, „6“- TDA1305T), „Cy-
rus“ („daD3“—
TDA1305, ,,daD3Q“-
AD1859). Спецификацию на AD1859
я не нашел, а вот из спецификации
TDA1305.
.. ясно, что никаких упоми-
наний про 5-битовое замещение в ней
нет, как и прочей шелухи про MPEG-
декодирование. Косвенным подтверж-
дением является статья Г. Микаэляна
про „Cyrus daD3“—
„Музыкальная
точность этого проигрывателя меня
просто поразила“ („АМ" № 6 (17) 97).
По Пашарину, там вместо музыкаль-
ной точности на низких уровнях сиг-
нала должны быть сполохи шума. Так
что, О. Хавин, не беспокойтесь —
в Ва-
шем „Dacmagic 2i“ стоит один из со-
временных неплохих ЦАПов (тем бо-
лее что в данном конверторе их два).
Кроме того, звучание в полной мере
соответствует полной схеме компо-
нента и формируется не только его
ЦАПом (иначе все фирмы накупили
бы РСМ63 и транспорты CDM12.4
и все готово). Товарищу Пашарину я
бы посоветовал не только хвалить соб-
ственный „Harman“ и применяемые в
нем компоненты „Sony“, но и послу-
шать немного то, что собираешься кри-
тиковать.
А вдруг получится?
Насчет глубины сцены. Некоррект-
но говорить о ней, если запись осуще-
ствлялась не в двухмикрофонном ва-
рианте. Первые пять треков „Аудио-
Магазин Тест-CD 1“ позволяют полу-
чить прекрасное представление о глу-
бине даже при использовании недоро-
гих проигрывателей CD („NAD 512“ в
моем случае).
Р. Фахрутдинов, Санкт-Петербург
Если позволите, несколько вопро-
сов но оцифровке звука и сопутствую-
щим технологиям.
Как-то раз вы (Р. Пашарин) описы-
вали записываемый CD. От просто CD
он отличается тем, что носитель ин-
формации открыт с одной стороны, а
другой стороной приклеен к подложке.
По <.
..> утверждению [Р. Пашарина],
несовершенство такой технологии при-
водит к „осыпанию“ носителя и, соот-
ветственно, утрате информации. (Кста-
ти, фирменные носители имеют гаран-
тию до 15 лет и более.) Надеюсь, неда-
лек тот час, когда придут новые носите-
ли: DVD и его производные —
DVD-R.
Вопрос, собственно, в следующем: как
устроен DVD-R-носитель п каким (/»ра-
зом осуществляется запись при много-
слойности? Могут ли быть проблемы с
долговременным хранением?
В № 5 (10) 96 на с. 60 упомянута
возможность записи с „любой“ суще-
ствующей сейчас разрядностью. Более
того, такие устройства существуют
(например, [некоторые] DAT-магни-
тофоны, „Nagra D“). Но эти устройст-
ва пишут на пленку, что применитель-
но к некоторым задачам недопустимо.
(Нижея расскажу про эти задачи, вер-
нее, про те, решать которые приходит-
ся мне и моим друзьям.)
Так вот, можно ли „присобачить"
(прости, Луша) к этим или подобным
устройствам для записи вместо плен-
ки,
например,
винчестер
и
(или)
DVD-R. DVD-RAM? Проблема не
столько в физическом соответствии,
сколько в разных способах „компью-
терного“ и „музыкального“ способа
перекодирования для защиты от оши-
бок записи и прочтения.
Наверно, пора объяснить, чем я со
товарищи занимаюсь и зачем нам все
это нужно. Занимаемся мы, вообще
говоря, архивом так называемой ав-
торской песни, или КСГ1. В частности,
звуковым. Имеется в наличии огром-
ное количество фонограмм, которые
хранятся в разных условиях, соответ-
ственно, имеют разную степень со-
хранности и разное изначальное каче-
ство. Я занят разработкой методики
сохранения этого архива путем пере-
вода его в цифровой вид.
Мне видится некое устройство (или
комплект, об этом ниже), которое пе-
реводит наши песенки в какой-либо
старший
формат
цифры
(DSD,
[ И КМ 196 х 24, кстати, а почему не 32?
Современные процессоры это позво-
ляют). Из которого потом, по некото-
рым критериям, выбирается формат
хранения того или иного произведе-
ния, пересчитывается и записывается.
Поскольку единицей хранения хо-
чется видеть не произведение: песню,
стихотворение и т. н., а их совокуп-
ность: концерт или смонтированный
сборник какого-либо автора —
причем
формат записи, при хорошем исход-
ном качестве, желателен максималь-
ный,—
то возникают существенные огра-
ничения (правильнее будет: расшире-
ния) на размер конечного носителя.
Оптимальным но емкости и относи-
тельной цене на сегодняшний день
представляется DVD.
Отсюда вопросы, с ним связанные.
Универсальное
устройство
мне
представляется таким образом: хоро-
ший катушечник (типа „Nagra“ или
описанного вами последнего „Tand-
berg"), а точнее, его воспроизводящая
составляющая + АЦП + устройство
цифровой обработки + винчестер (в
качестве промежуточного носителя и
для возможности монтажа) + устрой-
ство записи на конечный носитель (на-
пример, DVD). Поскольку работать с
таким устройством придется в местах
хранения архивов, то есть на кварти-
рах владельцев записей, да еще и в раз-
А у п и о М а г а з и м 4 /1 9 9 8
предыдущая страница 88 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 90 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст