8 4
а у д и о к л у !
ее с почти экспоненциальным
рупором от граммофона. При включе-
нии этого громкоговорителя в тракт
электри чес кий
раздел ител ьн ы й
фильтр также не потребовался.
Понятно, что от первой версии
тракта мы ожидали потери каче-
ства звучания на уровне механи-
ческого преобразования звуко-
вой энергии из-за „развала“ диа-
фрагмы конусной НЧ-СЧ-голо-
вки на зоны независимого из-
лучения
(так
называемый
break-up)
и,
как следствие,
из-за диспер-
сии фазы спект-
ральных состав-
ляющих музы-
кального сигна-
ла, а также потери
качества на уровне
малопонятного эле-
ктрического преоб-
разования
этого
сигнала в раздели-
тельном фильтре.
В громкоговорителе второй версии тракта пришлось ми-
риться с еще более выраженным развалом диафрагмы на
зоны, но зато мы не ждали безобразий, вызванных преобра-
зованиями музыкального сигнала в электрическом разде-
лительном фильтре. Звуковая катушка в счет не идет, гак
как она есть в каждой головке громкоговорителя.
От громкоговорителя третьей версии тракта ожидались
потери качества звучания в основном только за счет аку-
стических преобразований музыкального сигнала, и преж-
де всего из-за неправильности формы рупора и его конеч-
ной длины.
Напомним, что результаты сравнения второй и третьей
версий контрольного тракта с граммофоном приведены во
второй таблице, а оценки звучания выбранного для сравне-
ния граммофона 1935 г.
в первой таблице.
Сравнение показало, что по признакам тональный ба-
ланс, тональная чистота и ясность в части
разделения голо-
сов,
а также
детальности
звучание контрольного тракта,
включающего „AN K/Spx“, имеет неоспоримые преимуще-
ства перед другими версиями тракта. С первых секунд
„бросается в уши“ то, что контрольный тракт в этой версии
имеет чистое, неокрашенное звучание, стык частот среза
СЧ- и ВЧ-головок практически незаметен.
Тракт с „породистым“ громкоговорителем обнаружил в
области средних и высоких частот „бумажную" окраску; на
этих частотах было замечено также короткое эхо.
В тракте с рупорным громкоговорителем явно не хватало
низких частот, кроме того, была отчетливо слышна харак-
терная окраска, теперь уже рупорная, в области средних ча-
стот. И все же, сосредоточившись на прослушивании, начи-
наешь понимать, что в отношении динамики, ясности в ча-
сти
интонации,
передачи тембров (кроме их индивидуаль-
ности), эмоционального содержания и его эстетической
организованности предпочтение следует отдать контроль-
ному тракту с рупорным громкоговорителем.
По тем же признакам звучания тракт с широкополосным
громкоговорителем занял второе место, хотя и выиграл у
конкурентов по пространственному впечатлению и по пе-
редаче индивидуальности тембра.
Рупорный громкоговоритель (внеш-
няя поверхность рупора для погаше-
ния вибрации покрыта вспененным
полиуретаном)
Самым важным итогом этого эксперимента было для ме-
ня отсутствие ощутимых различий в звучании (по перечис-
ленным признакам) граммофона и контрольного тракта с
рупорным громкоговорителем.
Сюрпризом для читателей может стать отмеченное уча-
стниками прослушивания преимущество последней версии
контрольного тракта перед граммофоном по признакам яс-
ность в части передачи
характера звукоизвлечения.
(нена-
туральность звучания и красота тембра.
Это преимущество мне удалось реализовать (несмотря
на существенно более длинный путь сигнала в контроль-
ном тракте, чем в граммофоне) благодаря многолетней кро-
потливейшей отработке конструкции головки звукоснима-
теля для грампластинок на 78 об/мин и внесению в нее та-
ких особенностей, которые, пожалуй, остаются до сих пор
неведомы разработчикам подобной техники7.
Полученная в результате эксперимента № 2 оценка каче-
ства звучания разных версий контрольного тракта позво-
лила сделать еще один, но уже безрадостный вывод. Если
ваш усилитель идеологически грамотно выполнен8 и при
этом решены проблемы согласования звукоснимателя с ка-
навкой грампластинки9, то самым слабым звеном в тракте
звуковоспроизведения становится громкоговоритель.
Аудиофилы должны наконец узнать правду. Разработчи-
ки громкоговорителей еще на заре электроакустики столк-
нулись с неразрешимой проблемой воспроизведения всего
диапазона звуковых частот только одной головкой громко-
говорителя и достижения в этом диапазоне поршневого ре-
жима работы диафрагмы головки.
Поскольку до сих пор решить эту проблему никому не
удалось, о ней стали просто умалчивать, а потребителю
громкоговорителей, как витязю на распутье, предлагают
делать выбор среди громкоговорителей-недоносков:
приобретешь двух- (или более) полосный громкогово-
ритель (с электрическим разделительным фильтром) —
по-
лучишь комфортное звучание (широкую полосу воспроиз-
водимых частот и даже тональный баланс), однако потеря-
ешь динамику, индивидуальность тембров, энергичность,
эмоции и вместе со всем этим —
саму музыку;
приобретешь двухполосный громкоговоритель (без
электрического разделительного фильтра10) —
получишь
живость и энергичность звучания, но будет беспокоить ок-
раска. а чаще всего —
заметно нарушенный тональный ба-
ланс;
приобретешь однополосный рупорный громкоговори-
тель (без разделительного фильтра) —
получишь музы-
кальное удовлетворение, однако обязательно потеряешь
тональный баланс и, наверное, очень большую сумму де-
нег.
Итак, выбор этот на самом деле очень не прост. Может
быть, поэтому васнецовский витязь, случайно оказавшись
на поле „хай-энд“, в конце концов собьется с пути.
7
Редакция считает это заявление автора, мягко говоря, чересчур самоуверен-
ным.-
Рсд.
* I (аиример, в соответствии с идеологией, изложенной в „АМ“ №1(6) 96. с. 43-49
и 53 55.
9
Результаты сравнительного прослушивания аудиоаппаратуры по новой методи-
ке аулиоэкспсртизы с использованием в качестве источника проигрывателя ком-
пакт-дисков будут опубликованы в одном из следующих номеров журнала.
10
Разделение полос в таком громкоговорителе осуществляется только за счет ли-
нейных механоакустических преобразований в его головках. Конденсатор, после-
довательно включенный с ВЧ-головкой и принимаемый многими за разделитель-
ный фильтр, таковым не является, а служит для защиты этой головки от интермо-
дуляцин и перегрузки по мощности низкочастотным сигналом.
А у п и о М а г а з и н 4 /1 9 9 8
предыдущая страница 85 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 87 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст