а у д и о к л у б
83
ность в части
разделения голосов
и
детальности,
по призна-
кам передачи тембров, а также по тем признакам, которые
характеризуют передачу эмоционального и эстетического
содержания музыки,—
однако проигрывает своему конку-
ренту из 1912 г. по тональной чистоте и ясности в части
раз-
борчивости
и передачи
характера звукоизвлечения.
Этот
проигрыш нетрудно объяснить. Добиваясь плоской АЧХ
мембраны, хитроумные разработчики из „Bell System“ про-
игнорировали фазовые искажения, которые образовались в
мембране после оптимизации. Эти искажения частично
обусловлены независимыми колебаниями участков подвиж-
ной части мембраны, отделенных друг от друга кольцевой
гофрировкой. Мембрана „Exhibition“ не содержит хитро-
стей, так как была спроектирована на 15 лет раньше. Ее по-
движная часть представляет собой плоский слюдяной диск,
защемленный по краю резиновыми кольцами. Такая кон-
струкция оказалась свободной от отмеченного недостатка.
Интересным результатом этого эксперимента оказалось
то. что звучание говорящих машин по таким признакам, как
динамика и точность передачи эмоций, не зависит от разли-
чий в конструкции этих машин. Попытка повлиять на звуча-
ние граммофона в части этих признаков, например путем за-
мены рупора или мембраны на другие но конструкции, педа-
ли ощутимых результатов. Лично у меня сложилось мнение,
что управление передачей динамики и точностью передачи
эмоций космическое начатьство полностью отдало на откуп
электронным звеньям, всесторонне представленным в гово-
рящих машинах нынешнего поколения, именуемых high end.
Эксперимент № 2
Сравнение лучшей говорящей машины (портативного
граммофона „HMV“ 1935 г.) с контрольным трактом, а так-
же с двумя его новыми версиями (по иятибатльной шкале)
Признаки звучания
с .Audio Note
AN K/Spx“
(1-я версия)
с широкополо-
сным громко-
говорителем
(2-я версия)
с рупорным
громкогово-
рителем
(3-я версия)
Тональный баланс
5
4
3
Тональная чистота
5
4
5
Пространственное впечатление
4
5
4
я
разборчивость
5
4
5
с
разделение голосов
5
4
4
н
детальность
5
4
4
о
характер звукоизвлечения
4
5
5
с
передача интонации
4
4
5
т
разделенность -
ь
связанность звуков
4
4
5
Динамические контрасты
3
4
5
Динамические опенки
3
4
5
Ненатуральность тембров
3
4
5
Индивидуальность тембров
3
5
4
Красота тембров
3
4
5
Энергичность
3
4
5
Полнота передачи эмоций
3
4
5
Точность передачи эмоций
3
4
5
Целесообразность
всех элементов звучания
3
4
5
Связанность
всех элементов звучания
3
4
5
Сравнение качества звучания контрольного тракта, име-
ющего в своем составе громкоговоритель фирмы „Audio
Note" со звучанием граммофона, само по себе интересно,
однако результат такого сравнения для нас не был неожи-
данным6. Но признакам тональный батане, тонатьная чи-
стота, а также ясность (в части
разборчивости, разделения
голосов, детальности
и передачи
характера звукоизвлече-
ния)
контрольный тракт выиграл у граммофона, однако
проиграл ему в способности передавать динамику; хуже
была ясность в части
передачи интонации
и передача темб-
ров (по всем признакам), а также эмоционального содер-
жания прослушиваемых музыкальных фрагментов и его
эстетической организованности
Последнее, наверное шокирующее многих, заключение
нам не показалось исчерпывающим. Оставался без ответа
вопрос: в какой же энергетической форме (электрической,
механической или акустической) музыкальный сигнал,
проходящий через контрольный тракт, теряет свое качест-
во по отмеченным выше признакам звучания? Поскольку
только в громкоговорителях музыкальный сигнал сущест-
вует одновременно в трех на-
званных энергетических фор-
мах, родилась идея сравнить)
звучание лучшего граммофо-
на с еще двумя версиями кон-
трольного тракта, которые от-
личались друг от друга конст-
руктивными особенностями
используемых громкоговори-
телей и, как следствие, харак-
тером преобразования музы-
кального сигнала в упомяну-
тые формы энергии.
Первая (основная)версия
тракта, как было сказано
выше, включала громко-
говоритель „АЫ К/Брх“.
Напомню, что в нем приме-
нены две динамические голо-
Громкоговоритель
вки: конусная —
для передачи
,..1,\’
К/брх
низких и средних частот, и ку-
польная —
для воспроизведения высоких частот. Громкого-
воритель также снабжен электрическим разделительным
фильтром, сделанным почти целиком из серебра редчай-
шей пробы.
Вторая версия тракта была
оснащена весьма «породистым»
громкоговорителем закрытого
типа.
В этом громкоговорителе использо-
вана только одна широкополосная ди-
намическая головка (с полосой воспро-
изводимых частот 60 Гц —
12 кГц). Из-
лучающая диафрагма этой голо-
.,
Породистый
громкого-
вки конусная и, как было при-
воритель (корпус изго-
няю
в старину, изготовлена из
товлен
из посылочного
бумаги с примесью тонкорун-
ящика)
ной шеффилдской шерсти. Этот
громкоговоритель отличает от „АК К/Брх“ не только алхи-
мический состав диафрагмы. Главное —
в нем отсутствует
электрический разделительный фильтр.
Третья версия тракта включала широкополосный
рупорный громкоговоритель.
Для этой версии пришлось отыскать в чулане динамиче-
скую купольную ВЧ-головку, способную работать на сред-
них и низких частотах в поршневом режиме, и объединить
6
Похожий эксперимент был мной описан в „АМ“ №
3 (4) 95. с. 70-71.
А у я и о М а г а з и н 4 /1 9 9 8
предыдущая страница 84 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 86 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст