Усилитель м ощ ности
„Супер-Прибои“ на выходных лам-
пах
EL34
в триодном
включении. Длительность приработ-
ки уси ли теля 3
года.
Громкоговорители „Audio Note AN K/Spx“.
Кабели „Audio Note“ типа „AN-C“ и „AN-L".
Длительность приработки оборудования фирмы „Audio
Noie“ 4 месяца.
Для аудиоэкспертизы использовался только левый канал
контрольного тракта.
Музыкальный материал
1. Beethoven. Symphony № 9 in D Minor (.Choral"). Third Mvt. Wiena PO, F.
Weingartner (.Columbia" J 8374-75).
2. Liszt. Hungarian Rhapsody. No 2. Alfred Cortot („HMV D.B. 1042 (mat. Ns 2-05525)).
3. Massenet. Begie-melodie (Song of Mourning). Enrico Caruso. Violin obbligato by
Mischa Elman. Piano accomp.- Percy B. Kahn (.Victor* 8007-A (mat. Ns 32010)).
4. Moussorgsky. Trepak - Song and Dances of Death. Feodor Chaliapin. Orch. cond.
by L. Collingwood (.Victor“ JD-1728-B (mat. Ns cc18157)).
5. Глазунов. Pourquoi donc se taisent les voix. Ф. И. Шаляпин, Сол. Его Имп. Вел.,
с оркестром (.HMV D.B.629 (mat. Ns 032260)).
6. Чайковский. Куда, куда вы удалились (ария Ленского из оперы .Евгений Оне-
гин"). Л. В. Собинов, арт. Имп. театр., с орк. (.HMV D.B.889 (mat. Ns 022140)).
7. Делиб. Ария с колокольчиками из оперы „Лакмэ“. А. В. Нежданова, заел. арт.
Имп. оп., с орк. (Amour Gramophone Record" (mat. Ns 023109)).
8. Verdi. La Traviata - prelude to Act 3. PSO of NY cond. by Arturo Toscanini (.HMV
D1672 (mat. Ns A48942)).
В сравнительных прослушиваниях кроме меня участво-
вал
доктор
(психотерапевт) Игорь Петрович Кузьменко.
После многочасовой дискуссии с Игорем Петровичем от-
носительно целей эксперимента сравнительное прослуши-
вание было сориентировано на:
1) апробирование предоставленной мне космосом мето-
дики аудиоэкспертизы5;
2) определение с помощью этой методики тех признаков
звучания, которые можно однозначно связать с механоаку-
стическими параметрами аудиоаппаратуры, и тех призна-
ков, которые можно соотнести с параметрами передачи му-
зыкальных сигналов через электронную часть тракта зву-
ковоспроизведения.
Оказалось, к нашей общей радости, что взятая нами на
вооружение методика аудиоэкспертизы выгодно отличает-
ся от
обычной
: характеризуя звучание но задействованным
в ней признакам, аудиоэксперту ие нужно описывать ин-
тимные подробности собственных переживаний во время
прослушивания. В результате стала возможной количест-
венная оценка качества звучания тестируемых говорящих
машин по каждому из признаков.
Количественная оценка производилась с использовани-
ем знакомой каждому со школы пятибалльной шкалы, при
этом в первую очередь оценивалась степень приближения
звучания тестируемого аппарата в рамках каждого призна-
ка звучания к эстетическому эталону (так называемая абсо-
лютная оценка), а также проводилось сравнение упомяну-
тых аппаратов между собой по тем же признакам звучания
(относительная оценка).
С учетом этих двух оценок тестируемому аппарату по
каждому признаку звучания была выставлена итоговая аб-
солютная оценка.
В помещенном ниже перечне указаны используемые в
аудиоэкспертизе признаки звучания. Цифры в квадратных
скобках —
это номера грамзаписей на 78 об/мин из приве-
денного выше списка, взятых нами для оценки звучания по
каждому признаку.
5
О моей космической связи см.: „АМ“ Хг 2(19) 98, с. 95-99: сама методика изло-
жена в книге
А. Лихницкий.
Качество звучания. Новый подход к тестированию
аудиоаппаратуры. СПб. „Пи К*. 1998.
Признаки звучания
Звуковая точность (первый уровень восприятия)
Тональный баланс
[1], [2]
Тональная чистота
[I], [6]
Пространственное впечатление
[1], [2], [8]
Стереофоническое разрешение (не определялось)
Ясность
разборчивост ь
[4], [5]
разделение голосов
[4,18]
детальность
[2]
характер звукоизвлечеиия
[2]
передача интонации
(3), [7], [8]
разделенностъ
-
связанность
звуков
[2]
Динамика (громкоегная)
контрасты
[2], [4]
оттенки
[2], [4]
Передача тембров (второй уровень восприятия)
Ненатуральность
* '
[1], [2], [8]
Индивидуальность
[1], [5], [8]
Красота
[1], [3], [8]
Передача эмоционального содержания (третий уровень восприятия)
Энергичность
[4], [5), (8]
Полнота передачи эмоций
[5], [8]
Точность передачи эмоций
[3], [7], [8)
Передача эстетической организованности эмоционального содержания
(четвертый уровень восприятия)
Целесообразность всех элементов
звучания
[1], [4], (8)
Связанность во времени всех элементов
звучания
[1], [7], [8]
Эксперимент № 1
Сравнение звучания говорящих машин:
стационарного граммофона „Бугепа“ (1912 г.) п порта-
тивного граммофона „НМУ“ (1935 г.) (по пятибалльной
шкале)
Признаки звучания
Стационарный
граммофон .Syrena“
Портативный
граммофон „HMV“
Тональный баланс
2
3
Тональная чистота
4
3
Пространственное впечатление
3
4
я
разборчивость
4
3
с
разделение голосов
3
4
н
детальность
3
4
о
характер
с
звукоизвлечеиия
4
3
т
передача интонации
5
5
ь
разделенностъ - связанность звуков
4
5
Динамические контрасты
5
5
Динамические оттенки
5
5
Ненатуральность тембров
3
4
Индивидуальность тембров
4
4
Красота тембров
3
4
Энергичность
4
5
Полнота передачи эмоций
4
5
Точность передачи эмоций
5
5
Целесообразность всех элементов звучания
4
5
Связанность всех элементов звучания
4
5
Полученные в результате эксперимента итоговые оценки
свидетельствуют о том, что звучание портативного граммо-
фона, несмотря на меньший размер рупора, заметно лучше
звучания стационарного граммофона по таким признакам,
как тональный баланс, пространственное впечатление, яс-
А у я и о М а г а з и н 4 /1 9 9 8
предыдущая страница 83 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 85 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст