зыке и, в чуть меньшей степени,— к
джазу. Представители этих музыкаль-
ных культур осознанно подчеркивают
акустический характер своего искусст-
ва. Постыдное пренебрежение „класси-
ческих" музыкантов к электрическим
музыкальным инструментам встреча-
ется не так редко, как следовало того
ожидать к концу XX века. Это стано-
вится похожим на борьбу за кастовую
чистоту и тем более смешно, если
учесть, что на Западе во многих симфо-
нических оркестрах такие инструмен-
ты, как электрогитара и синтезатор,
давно заняли подобающее им место.
Среди аудиофилов — любителей
поп-музыки
1
рассуждения о „живости“
звучания встречаются гораздо реже. И
дело не в том. что слушатели произве-
дений „неклассических“ жанров чего-
то не понимают— здесь проявляется
корневое, глубинное различие музы-
кальных культур. Различия эти пред-
ставляются настолько значительными,
что можно считать эти культуры раз-
ными видами искусства. Конечно, эти
виды тесно взаимосвязаны (при боль-
шей „закрытости“ „классики“), но об-
щего между ними не так уж и много.
Зато отличий — целый букет.
В мире классической музыки, несо-
мненно. первично концертное испол-
нение. Музыканты (или дирижер) из
весьма ограниченного круга извест-
ных, опубликованных в нотной записи
произведений выбирают музыкаль-
ный материал для исполнения. Публи-
ке представляется уже результат репе-
тиционного периода — собственное
прочтение,
интерпретация
музыки,
знакомой как минимум большем поло-
вине зала. При этом на передний план
выходит исполнительское и дирижер-
ское мастерство. Выразительные сред-
ства в данной ситуации весьма ограни-
чены — это узкий круг „натуральных“
акустических инструментов, указан-
ных в партитуре, и пространство, рав-
ное объему зала. Как раз в этом случае
наиболее целесообразно „законсерви-
ровать“
происходящее с
помощью
модной теперь (новое — хорошо забы-
тое старое) техники двухмикрофон-
ной записи.
В лагере поп-музыки жизнь идет по
практически противоположным зако-
нам. Здесь произведение записывается
раньше, чем исполняется. Полноценно
сохранить и опубликовать материал,
сочиненный обычно самим исполните-
лем или продюсером, в нотном виде.
1
Ввиду отсутствия четких жанровых границ пред-
лагаю считать рок- и поп-музыку единым (конечно
же. делимым) видом музыкального искусства, суще-
ству ютим в связи с этнической, академической и
джазовой культурами.
как правило, невозможно. Выразитель-
ные средства в этом случае практиче-
ски ничем не ограничены: любые инст-
рументы (акустические, электрические,
электронные, шумовые) в любом соче-
тании; любые пространства и объемы,
„перетекающие“ друг в друга или друг
друга сменяющие. Все это, естественно,
в рамках эстетической целесообразно-
сти. В результате имеет значение не
столько исполнение и дирижирование
(которое нередко вовсе отсутствует),
сколько особый звуковой язык, ориги-
нальное звучание. поиск которого и яв-
ляется основной составной частью про-
дюсерского мастерства. Выпуск пла-
стинки становится поводом для орга-
низации концертных выступлений или
даже крупномасштабных турне, для ко-
торых нередко разрабатываются специ-
альные версии композиций и даже при-
глашаются музыканты, не принимав-
шие участия в записи.
Цель таких концертов — вызвать ин-
терес массового слушателя, произвести
благоприятное впечатление с помо-
щью шоу и разрекламировать наиболее
ударные „номера“ альбома. Всего этого
и в помине нет в практике организации
концертов
академической
музыки.
Они самоценны и являются вершиной,
к которой стремятся и музыканты, и
слушатели.
Часто приходится слышать мнение,
что система, хорошо воспроизводящая
симфоническую и оперную музыку, ос-
воит любую запись. Но мне не раз на
собственном опыте приходилось убеж-
даться в обратном. Красноречивый
пример — сравнительное прослушива-
ние фрагментов музыки различных
жанров в III аппаратной на Петербург-
ской студии грамзаписи (где обычно
записываются именно академические
произведения). В качестве контроль-
ных афегатов там установлены про-
фессиональные
мониторы
фирмы
„Таппоу“— внушительных размеров,
потрясающей детальности и весьма
впечатляющей музыкальности. Орке-
стровая музыка, мужской и женский
оперный вокал звучали весьма убеди-
тельно, несмотря на совсем не „хай-эн-
довский“ вид проигрывателя компакт-
дисков. Однако, вопреки ожиданиям,
система отказалась адекватно воспро-
изводить все пять (!) пластинок рок-
музыки и джаз-рока (аналогичные мо-
ниторы, установленные в I аппаратной,
которая используется в основном для
записи поп-музыки, довольно скоро не
выдержали обычной студийной экс-
плуатации и благополучно „сгорели").
Конечно же, диапазон абсолютного
большинства рок-записей существенно
уступает динамике симфонических
Процессоры, усилители, сабвуферы
И шум травы
И грохот взрыва.
Услышать можно все
на снт.
..
Неизвестный американский поэт, XX в.н.э.
о
НОМЕ
о THEATRE
О
From
о
USA
Or.
-Что касі етс« качества звучания, то С-800
самый, ч о ни на есть лучший из всех
уоипитеп
систем е
ей, когда-либо бывших у меня в
Wes Philips, Stereophile
у
Эксклюзивный дистрибьютор
Оптовые поставки 966-2201
Супермагазины для всех от компании «СВ»:
ул. 2-ая Квесисская, д. 15-17, ст. метро «Савеловская»
ул. Монтажная, д. 7, корп. 2, ст. метро «Щелковская»
пл. Победы, д. 1, ст. метро «Кутузовская»
ул. Краснопрудная, д. 22/24, ст. метро «Красносельская»
ул. Пушечная, д. 4, ст. метро «Кузнецкий мост»
ул. Профсоюзная, д. 16/10, ст. метро «Академическая»
ул. Люблинская, д. 37/1, ст. метро «Текстильщики»
Кутузовский пр-т, д. 23, ст. метро «Кутузовская»
ул. Ярцевская, д. 30, ст. метро «Молодежная»
Единая информационная служба: (095) 966-0101/1001
предыдущая страница 78 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 80 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст