а у д и о к л
73
Ш
В 1959 году Руди Ван Гелдер обосно-
вался в Инглвуд Клифс, где самолич-
но спроектировал дом и студию. После
нескольких экспериментов его записи
стали звучать еще лучше, чем прежде.
Сравните сами альбомы „Blue Note“
1950-х и
1960-х годов. 20 января
1959 года туда переехала и „Blue Note“.
В том же 1959 году пост
музыкального директора
„Blue Note“ занял Айк
Куэбек, „свой человек"
еще с 1944 года. Он не
привел новых талан-
тов, но помог уже
известным
музы
кантам — Дексте-
ру Гордону (Dex-
ter Gordon), Лео
Паркеру
(Leo
Parker) — сде-
лать прекра-
сные
записи,
да и сам выпустил не
сколько замечательных пла
стинок.
В 1960-е годы „Blue Note“ поднима-
ется на высшую ступеньку в звукоза-
писывающей индустрии. Великолеп-
но продаются альбомы Джимми Сми-
та, Хораса Сильвера. Пластинка До-
нальда Берда (Donald Byrd) „А New-
Perspective“— джазовая группа и хор
без слов — нашла много поклонников
среди неджазовой аудитории.
Следующий год был отмечен двумя
настоящими джазовыми блокбастера-
ми, даже попавшими в поп-чарты (!):
„Sidewinder“ Ли Моргана и „Song For
Му Father“ Хораса Сильвера. Атьфред
всегда считал, что не стоит загонять
джаз в коммерческие рамки и стре-
миться исключительно к получению
прибыли от продажи пластинок. Но
успех этих альбомов подтолкнул ди-
стрибьюторов заказывать больше джа-
зовых пластинок, в том числе и выпу-
щенных „Blue Note“. Стэнли Таррен-
тайн (Stanley Turrentine) и Херби Хэн-
кок (Herbie Hancock) имели лучшие
продажи своих альбомов в эти годы.
Записывая Моргана, Мобли, Силь-
вера, Блейки и молодых артистов —
Хэнкока,
Уэйна
Шортера
(Wayne
Shorter). Бобби Хатчерсона (Bobby
Hutcherson),
Гранта
Грина
(Grant
Green). Фредди Хаббарда (Freddie
Hubbard) и Джо Хендерсона (Joe
Henderson), .
.Blue Note“ обращает свое
внимание п на джазовый авангард как
на продолжение традиций хард-бона.
Первым проектом такого рода стала
запись Джеки МакЛина в 1963 году с
Грэхэном Монкуром (Grachan Mon-
cur), Бобби Хатчерсоном и Тони Уиль-
ямсом (Tony Williams). Все они вскоре
выпустили свои собственные —
до-
вольно успешные — альбомы. Были
изданы очень интересные работы Энд-
рю Хилла (Andrew Hill), Ларри Янга
(Larry Yong), а также пластинки при-
знанных мастеров-авангарднстов Се-
сила Тэйлора (Cecil Taylor), Эрика
Долфи (Eric Dolphy) и Орнетта Коул-
мена (Omette Coleman).
Начало конца
Мы подходим к самой пе-
чальной части исто-
рии. В 1963 го-
ду — в период на-
ивысшего расцве-
та
„Blue
Note“—
умер Айк Куэбек. и
пост
музыкального
директора занял Дюк
Пирсон (Duke Pearson).
О N С
N
IGHT
W
ITH
BLUE
-fU Y^ut-н,^
L
'
j
•b twin
ю
» » t»i* No*« bn
been a i«ww in
l*it
rvcordine. th an
wurt lor diKowennt; Wool and
лпігчіМих
пел mavcal
and пчме
nrer+
i
Blu* Not» NM4l«*)n<)ediortcdito0lf
lo лОпсут* гкейепм in
errri
охюсі al
p»n*nt.nil
Jill
rtcordingt - sailing
new
•Mandant-, in rAanrwng ггІнакше wond
quaMy pnnvng and pocXaemg And fc*
M
COMPLETE
C
AT A
L
О C
BLUE
NOTE
RECORDS
Айк всегда играл великолепно, далее
незадолго до смерти. И он знал это. По-
сле его смерти Альфред никогда не ста-
нет прежним. Они были очень близки-
ми друзьями, и эта смерть очень силь-
но повлияю на .Альфреда
(Руди Ван
Гелдер).
Альфред и Фрэнк гораздо больше
походили на джазовых музыкантов,
чем на дельцов пластиночного бизнеса.
Управлять „Blue Note“ для них стано-
вилось все труднее, особенно с тех пор,
как фирма превратилась в могучий
коммерческий механизм.
Когда Эл
Беннетт из „Liberty Records“ в 1966 го-
ду но-дружески предложил им продать
„Blue Note“, они ответили согласием.
Альфред оставался в „Blue Note“
еще год, после чего серьезные пробле-
мы со здоровьем заставили его отойти
от дел.
Фрэнк Вольф и Дюк Пирсон управ-
ляли компанией вдвоем. Отсутствие
Айка п особенно Альфреда не давало
оснований для оптимизма. „Liberty“
предложила новый дизайн лейбла. Но
для джаза уже наступили тяжелые вре-
мена, что было особенно ощутимо по-
сле недавнего громадного интереса к
этой музыке. Акустический джаз усту-
пил место джаз-року. Джазовые клубы
закрывались, новые таланты практиче-
ски не появлялись. Звезда „Blue Note“
начала меркнуть. Фрэнк Вольф оста-
вался в „Blue Note" до самой своей
смерти в 1971 году.
Во время своей поездки в Калифор-
нию в 1970 году Фрэнк навестич меня,
и я заметил, что его энтузиазм начал
угасать. Он выглядел усталым. Но у
него была только одна жизнь, и он пы-
тался продолжать ею жить. До конца
(Леонард Фейзер, джазовый критик).
Последним из „Blue Note" ушел Дюк
Пирсон.
В дальнейшем с компанией проис-
ходили самые разные вещи. Дональд
Берд выпустил великолепную пла-
стинку .
.Black Byrd“, в качестве продю-
сера выступал Ларри Мозелль (Larry
Mozell). Позже Мозелль был продюсе-
ром альбомов Бобби Хемфрп (Bobby
Humphry). Вышло еще несколько ус-
пешных пластинок. Последним из ар-
тистов, не порвавших связей с „Blue
Note“, оставался Хорас Сильвер — он
выпускал свои альбомы до 1980 года.
Долгое время о фирме почти ничего
не было слышно. В 1985 году „Blue
Note" разразилась целой серией альбо-
мов: вышли записи квартета Чарли
Ллойда (Charly Lloyd), Стэнли Таррен-
тайна, Билла Эванса (Bill Evans, саксо-
фонист) и других интересных музы-
кантов, после чего компания вновь уш-
ла со сцены.
В 1990-е годы „Blue Note“ неожи-
данно заявила о себе бестселлером
группы ,,US3“— „Hand Of The Torch“.
Это была первая пластинка направле-
ния „эйсид-джаз", сделанная на осно-
ве старых „блю-нотовских" записей. Не
меньший успех имели три альбома Кас-
сандры Уилсон (Cassandra Wilson) —
признанной королевы джазового во-
кала 90-х годов. Один из интересней-
ших новых музыкантов „Blue Note“—
пианист Джеки Террассон.
Ныне „Blue Note Records" возглавля-
ет Брюс Лундвелл (Bruce Lundvell). В
1970-80-е годы компания пыталась
осуществить полное переиздание сво-
их записей на виниле. Сейчас кое-что
переиздается на компакт-дисках. Дове-
сти дело до конца так никто и не сумел.
Но попытки предпринимаются с за-
видной регулярностью. Неудивитель-
но — ведь „Blue Note“ за всю свою исто-
рию умудрилась не выпустить ни од-
ной слабой с музыкальной точки зре-
ния пластинки. Именно поэтому она
занимает совершенно особое место в
джазе, а пластинки с характерным бе-
ло-голубым значком пользуются попу-
лярностью по сей день.
М
А у д и о М а г а з и н 4 /1 9 9 8
предыдущая страница 74 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 76 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст