обложки пластинки так же серьез-
но, как и к записи. Почти все об-
ложки „Blue Note“ были подлин-
ными шедеврами оформительско-
го искусства (вышел даже альбом,
посвященный искусству обложки
на „Blue Note“). „Liner notes"— за-
метки, помещаемые на оборот-
ную сторону конверта,— охотно
писали для компании ведущие
джазовые критики.
Альфред Лайон
выпустил
первые альбомы Хораса Силь-
вера (Horace Silver), Лу До-
налдсона
(Lou
Donaldson),
Клиффорда
Брау-
на (Clifford Brown),
Уинтона
Келли
(Winton Kelly), Эл-
мо
Хоупа
(Almo
Норе), Кенни Дрю
(Kenny Drew), Тэла
Фарлоу
(Tal
Far-
low),
Кенни
Бар-
релла (Kenny Bur-
rell). В качестве со-
провождающих му-
зыкантов он при-
глашал „талантли-
вую
молодежь“—
Кенни Дорэма (Ken-
ny Dorham), Джорджа Уоллингтона
(George Wellington), Милта Джексона
(Milt Jackson), Майлза Дэвиса (Miles
Davis), Тэда Джонса (Thad Jones), Сон-
ни Роллинса (Sonny Rollins),— в то
время эти имена были еще мало кому
известны.
В октябре 1953 года Гилл Мелл, ис-
полнявший обязанности графика в
„Blue Note“, привел Алфреда Лайона к
Руди Ван Гелдеру (Rudy Van Gelder).
Тот жил в городке Хэкенсэк (штат
Ныо-Джерси) и у себя в доме оборудо-
вал собственную студию. „Blue Note“
всегда была известна своим превосход-
ным сбалансированным „саундом“ и
всегда к этому стремилась. В лице Руди
Альфред обнаружил интеллигентней-
шего, добрейшего человека, который
может получить идеальный звук. Хотя
Руди Ван Гелдер „ннженерил“ для мно-
гих крупных звукозаписывающих ком-
паний в 1950-60-е годы, нет никакого
сомнения, что „Rudy Van Gelder sound“
никогда бы не появился как таковой и
не стал образцом для подражания, если
бы не Альфред Лайон.
Альфред точно пиан, что он хочет в
результате услышать. Он объяснял это
мне, и я достигал этого техническими
средствами. Это был целиком его звук. Я
просто не имел „своего“ звука до встре-
чи с Альфредом. Он был очень удивлен
тем, что в конце концов услышал, и тем,
что он все-таки смог от меня этого
T H E S ID E W IN D E R
JOE
HENDERSON
BARRY
HARR
IS
BOB
CRENSHAW
B
ILLY
H
lGG
lNS
LEE
MORGAN
добиться.
Альфред
всегда
уделял
мне
много
внимания
и
поддерживал в лю-
бых ситуациях. Я
помню, мы впервые
приступили к запи-
си Джимми Смита
[Jimmy Smith).
Аль-
фред
точно
знал
звук, который ему
был нужен. Я рабо-
тал над записью сно-
ва и снова. Он в конце концов убедил ме-
ня. что я могу это сделать, и я сделал
то. что он хотел. Так что „Rudy Van
Gelder sound“—
это в действительности
„Alfred Lion sound“ (Рут
Ван Гелдер).
Для „Blue Note“ было совершенно
обычным делом „перетасовывать“ сво-
их артистов, как игроков в футболе.
Из лидеров делали „запасных“, звезд
ставили на вторые роли.
Первая запись Хораса Сильвера бы-
ла намечена с квартетом Лу Доналдсо-
на. Но Лу исчез из Нью-Йорка ровно
за неделю до намеченной даты. Хорас
решил, что запись не состоится. Альф-
ред счел, что пришло время Хорасу
выпустить сольную пластинку,— и за-
писал его как „Трио Хораса Сильвера“.
Раз уж мы заговорили о Хорасе, с
ним связана еще одна забавная исто-
рия. В 1954 году Альфреду пришла
идея выпустить альбом Хораса с духо-
вой секцией, и он предложил тому со-
ставить список идеальных кандидатур.
Хорас решил помечтать и выдал следу-
ющий состав: Кенни Дорэм, Хэнк Моб-
ли (Hank Mobley), Дуг Уоткинс (Doug
Watkins) и Арт Блейки. Каково же бы-
ло удивление тогда еще малоизвестно-
го музыканта, когда Альфред дал ему
понять, что с этим составом нет ника-
ких проблем. Интересно, что музыкан-
ты, как говорится, нашли друг друга и
организовали затем группу „The Jazz
Messengers“. В названном составе труп-
а у д и о к л у б
71
па выступала в клубах и запи-
сывала пластинки, пропаганди-
руя бибоп без виртуозных клише
второго поколения его последова-
телей.
Сработало! И это был стиль „Blue
Note“.
В 1956 году „Blue Note“ открыла
для себя Джимми Смита.
Воздух наполнился волнами звука,
каких я никогда доселе не. слышал.
Люди, сидевшие вокруг, были немного
ошарашены, но на их лицах читаюсь,
что они находятся под сильным впе-
чатлением от услышанного. Альфред
тогда встал, улыбнулся Джимми лука -
вой улыбкой и спросач меня: „Ну. что
ты думаешь?“-
,Да-а.
.“— сказал я.
Это было все, что я мог сказать. Впро-
чем, Альфред уже принял решение
(Фрэнсис Вольф об их первом зна-
комстве с Джимми Смитом).
В это же время Вольф привел Рэда
Майлза (Red Miles), работавшего рань-
ше коммерческим художником. Рэд, как
ни странно, очень любил классику. На-
чиная с девятого по счету
12
-дюймового
альбома Рэд Майлз становится дизай-
нером компании. На ближайшие 12 лет.
1956 год. Состав укомплектован:
Альфред Лайон, Фрэнсис Вольф, Ру-
ди Ван Гелдер, Рэд Майлз, Арт Блей-
ки, Хорас Сильвер, Джимми Смит. В
последующие десять лет или около то-
го „Blue Note“ господствует в джазе —
как в творческом, так и в коммерче-
ском плане.
Мы основали стиль, включая запись,
издание и оформление альбомов. Дета-
ли могут
отличаться.
..
(Фрэнсис
Вольф).
Годы триумфа
Различие между „Blue Note“ и „Pres-
tige“ заключается в двух днях репети-
ций
(Боб Вейнсток, глава конкуриру-
ющей независимой джазовой фирмы
„Prestige“).
Действительно, Альфред всегда вы-
делял два-три дня перед записью на
репетиции, ибо „лучшая импровиза-
ция — это подготовленная импровиза-
ция“. В результате на запись музыкан-
ты приходили, имея полное взаимопо-
нимание и ясное представление о том,
чего они хотят достичь. Сравните хотя
бы классический „Blue Train“ Колт-
рейна с любым из его альбомов, запи-
санных на „Prestige“. Сравните альбо-
мы Джеки МакЛина (Jackie McLean)
до 1959 года с его альбомами, выпу-
щенными „Blue Note“.
Олличие столь разительно, что не-
вольно возникает вопрос: мог бы джаз
развиваться так же успешно и инте-
ресно без „Blue Note“?
А у д и о М а г а з и н 4 /1 9 9 8
предыдущая страница 72 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 74 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст