70
а у д и о к л у ї
GRANTGREEN
WITH YUSEF LATEEF.'JACK McDUFF.'Al HARE WOOD
„Мы пытались записы
вать джаз с чувст-
вом.
..“
Для
следующей
записи
Альфред пригласил квинтет
„Port Of Harlem Jazzmen“. Эта
запись никогда не была издана,
где-то потерялась, и никто ее так
и не услышал. Зато вскоре Альф-
ред привел в „Port Of Harlem Jazzmen“
саксофониста Сиднея Беше (Sidney
Bechet), которому суждено было сыг-
рать значительную роль в становлении
„Blue Note“. Сидней исполнил свою
знаменитую интерпретацию „Summer-
time“ на сопрано-саксофоне, и пла-
стинка с этой вещью стала первым на-
стоящим хитом компании. Сидней по-
знакомил Альфреда со многими джазо-
выми музыкантами.
В конце 1939 года на последнем ко-
рабле, идущем из Германии в Америку,
прибыл
Фрэнсис
Вольф
(Francis
Wolf), друг детства Альфреда. Он бы-
стро нашел работу в какой-то фото-
студии. разыскал Альфреда и присое-
динился к нему, чтобы в свободное
время помогать в делах „Blue Note“.
Перед начатом Второй мировой вой-
ны они вдвоем сделан! много потряса-
ющих записей. Среди наиболее замет-
ных назовем две фортепианные импро-
визации на свободную тему Эрла Хайн-
са (Earl Hines) и четыре вещи камер-
ного ансамбля „Edmund Hall Celeste
Quartet“ в составе: Эдмонд Холл —
кларнет,
Чарли
Крисчнен
(Charlie
Christian) — гитара, Мид Лаке Льюис
(Meade Lux Lewis) — челеста, Израэль
Кросби (Israel Crosby) — контрабас. На-
помню, что свободная импровизация и
третье течение возникли через несколь-
ко десятилетий после этих записей.
Вроде бы мы открыли новые стили,
но я не стал бы это утверждать. Я по-
мню, что музыканты говорили про нас
в те годы, да и сейчас: „Альфред и
Фрэнк записывают только то, что и.»
нравится". И это правда. Если вы-
разиться коротко, мы пытались
записывать джаз с чувством, с на-
строением
(Фрэнсис Вольф).
В 1941 году Альфреда призвали
на военную службу. Было решено
приостановить выпуск пластинок
до его возвращения. Однако дела
продолжались: друзья сняли офис
на 47-й Вест-Стрит; кроме того,
владелец пластиноч-
ного магазина и соб-
ственной
фирмы
„Commodore“ Милт
Габлер (Milt Gab-
ler)
вызвался на
роль дистрибью-
тора продукции
SU
„Blue
Note“.
|l\ Лайон вернул-
-V, ся в 1943 году,
' ' и выпуск пла-
V
стинок
про-
должился.
Вскоре они переехали
в большой офис на Лексингтон
Авеню, 767, который и стал домом
„Blue Note“ до 1957 года.
Благодаря войне пластиночный биз-
нес резко идет вверх. Солдаты нужда-
ются в нем
армия нуждается в нем.
Пластинки становятся ходовым то-
варом, и „Commodore“ продает сейчас
довольно много пластинок
и по зака-
зам, и в розницу. Те, кто начинал перед
войной, будут иметь огромное преиму-
щество
в
будущем
(из
разговора
Фрэнсиса Вольфа с известным джазо-
вым критиком Айрой Джитлер).
В то время как биг-бенды умирали
медленной экономической смертью,
много прекрасных солистов вышло на
джазовую сцену. Они начали образо-
вывать „свингтеты“ (обычно — трое в
духовой секции и четверо в ритм-сек-
ции). Такие составы идеально вписы-
вались в маленькие джазовые клубы.
„Blue Note“ начала записывать эти ан-
самбли с середины 1944 года.
Первой записью такого рода стала
пластинка замечательного джазового
саксофониста Айка Куэбека (Ike Que-
bek) под названием „Blue Harlem“.
Пластинка стала еще одним хитом
„Blue Note“. Тогда же на фирме запи-
сываются Тайни Гриме (Tiny Grimes),
Джон Харди (John Hardee), Джимми
Хамилтон (Jimmy Hamilton), Бенни
Мортон (Benny Morton). Айк Куэбек
стал близким другом и советчиком
Альфреда и Фрэнсиса. Именно он по-
знакомил их с Бадом Пауэллом (Bud
Powell), Телониусом Монком (Thelo-
nious Monk), Тодом Дамероном (Todd
Dameron) и многими другими джазо-
выми музыкантами.
Вскоре вышли записи Тэда Дамеро-
на, Фэтса Наварро (Fats Navarro), Ба-
да Пауэлла. „Blue Note“ дала возмож-
ность записать свои первые компози-
ции в качестве лидеров таким музы-
кантам,
как
Телониус
Монк,
Арт
Блейки (Art Blakey), Джеймс Муди
(James Moody), и другим. В это же
время проявляется еще одно замеча-
тельное качество „Blue Note". Несмот-
ря на отрицательные рецензии и пло-
хие продажи записей Телониуса Мон-
ка, компания продолжала их выпу-
скать до 1952 года — когда, наконец,
лед был сломан. „Blue Note“ фактиче-
ски сделала ему карьеру.
Альфред и Фрэнк были настоящими
джазовыми фанатами. И поэтому
„Blue Note"
это лучший лейбл для
музыкантов. Они „сделали“многих ар-
тистов. карьера которых продолжа-
ется еще сейчас. Они дали первый
толчок мне. Они давали музыканту
шанс, выпуская его записи, в то время
как все остальные звукозаписывающие
фирмы не проявляли к нему никакого
tutmepeca. Разумеется, если пластин-
ки этого парня не продавались вообще,
они не могли работать с ним вечно.
Если же парень был хорошим музыкан-
том, но его пластинки плохо продава-
лись (а таких было большинство) и ес-
ли Альфред и Фрэнк верили в него, то
они оставались с ним. Вы нигде больше
не встретите ничего подобного
(Хо-
рас Сильвер).
FR ED D IE H U B B A R D
D EX T ER G O RD O N
BUTCH W ARREN
BILLY HIGGINS
„Мы создали стиль.
..“
Одной из последних в звукозаписы-
вающей индустрии — в 1951 году —
„Blue Note“ отказалась от выпуска
пластинок на 78 об/мин и перешла на-
конец на 33 Уз об/мин. Более того, с
этого времени до 1955 года она не выпу-
скала
12
-дюймовых пластинок, пред-
почитая
10
-дюймовые.
Однако во всех остальных аспектах
фирма была далеко впереди многих.
Фрэнк Вольф, используя свой талант
фотографа, подходил к оформлению
А у д и о М а г а з и н 4 /1 9 9 8
предыдущая страница 71 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 73 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст