Дмитрий ЛИЛЕЕВ
. Кудаоклуб
B
l
u
e
N
o
t
e
“ :
Б Е С К О Н Е Ч Н А Я И С Т О Р И Я С П Е Ч А Л Ь Н Ы М
К О Н Ц О М
Эта запись достаточно хороша для выхода в свет.
Но она недостаточно хороша для „Blue Note“.
А льф ред Л айон. Р езолю ция по поводу
одной из предст авленны х ком пании записей
,Л учш ее из дж аза с 1939 го-
д а “— эт у ф разу ф ирма „Blue
N ote“ с полным правом пишет
на своем логотипе. Паш рас- '
сказ — не о джазе, не о м узы -
кант ах и не о пласт инках. Он
о лю дях, которые создали „Blue
N ote“ и его легенду.
От Берлина до Нью-Йорка
Эта история началась в 1925 го- ^
ду в Берлине, когда юноша Альф
ред Лайон (Alfred Lion) заметил
афишу, извещавшую о вы-
ступлении оркестра
Сэма
Вудинга
(Sam Wooding's "
Orchestra). Афи-
ша висела возле лю
бимого катка Альф
реда.
Ни о чем подобном
раньше в Берлине не
слышали. Из чистого лю-
бопытства
Альфред
ре-
шил пойти. Он так и не по-
нял тогда, что в точности ус
лышад. Но то, что он услы-
шал, потрясло его до глубины души. В
этот вечер к нему постучалась судьба.
Альфред рыскал но всему Берлину в
поисках удивительной американской
„черной музыки“. Результатом поисков
стати несколько пластинок и.
.. полное
отсутствие какой-либо информации.
Второіі раз судьба улыбнулась Аль-
фреду пять лет спустя, в 1930 году. Тог-
да он уже работал в одной экспортно-
импортной компании и был направлен
в деловую поездку за океан. История
умалчивает, насколько полезной для
компании была та командировка в
Штаты. Но домой Альфред вернулся
нагруженный знаниями, впечатления-
ми и тремя сотнями (!) пластинок. В
последующие годы он неоднократно
бывал в Америке но делам, пока нако-
нец в 1938 году не остался там насовсем.
Теперь нацизм был далеко, а любимая
L музыка —
на-
оборот, близко.
23
декабря 1938 года
^ к Альфред побывал на
" ^ к историческом кон-
церте „Spirituals То
k Swing“ в „Карие-
Ш
ги-холле“. Осо-
” бенно запомни-
лось ему выступление
фортепианных гениев буги-
вуги Альберта Аммонса (Albert
Ammons) и Мида Лаке Льюиса (Meade
Lux Lewis) —
оно поразило его своей
мощыо н вместе с тем задушевностью
и красотой. Недолго думая, он разы-
скал пианистов и предложил им сде-
лать несколько записей —
естественно,
за его счет. На 14 часов пополудни
6 января 1939 года была заказана сту-
дия —
„New York Studio“. Совершенно
интуитивно Альфред принес тогда лю-
бимые напитки и еду музыкантов. А
главное —
он окружил их атмосферой
такой доброжелательности, теплоты и
уважения к таланту, что „джем-сейшн"
затянулся надолго и получился про-
сто блестящим. Альфред действитель-
но любил джаз. В этот день, собствен-
но, и родилась компания „Blue Note
Records“.
Альфред напечатал около 50 копий
пластинки на 78 об/мин с этой запи-
сью. Во время „джем-сейшна“ он поз-
волил музыкантам играть так долго,
как они хотели, поэтому пластинку
пришлось печатать 12-дюймовую. До
этого 12-дюймовые пластинки выпу-
скались очень редко и предназнача-
лись в основном для классической му-
зыки. Альфред впервые нарушил эту
традицию и в дальнейшем продолжал
печатать „12-дюймовки“.
Дизайн
внутренней наклейки
был придуман сразу и
ь не менялся в после-
дующие тридцать лет.
Только черный и тем-
I но-розовый цвета были
г заменены на белый и
синий.
На пластинку поступи-
ло несколько заказов. Она
получила очень хорошие
V отзывы в прессе. Альфред
Ш
не
имел
определенного
Щ
представления о том, что дс-
лать дальше,—
но, во всяком
случае, начало было положено.
„Blue N ote Records" создана для того,
чтобы донести беспрецедент ную экс-
прессию
дж аза
или
свинга. Л ю бой
ст иль эт ой м узы ки, предст авленны й в
оригинальном вариант е, несет в себе
величайш ую экспрессию. И это зам еча -
т ельное явление рож дает свою т ради-
цию , т ворческие приемы и аудит орию ,
кот орая
поддерж ивает
его ж изнь.
И т ак, дж аз — это экспрессия, эт о эм о-
ции, эт о общение, м узы кальная и соци-
альная маниф ест ация. „Blue N ote R e -
cords“ сосредот очивает ся на от обра-
ж ении эт их им пульсов без каких-либо
сенсационны х или ком м ерческих инт е-
ресов
(из первого официального доку-
мента „Blue Note Records“, 1939 год).
SOMETHIN’
E L S E
CANNONBALL
ADDERLEY
M
ILES
DAV
IS
HANK
JONES
SAM
JONES
ART
BLAKEY
А у д и о М а г а з и н 4 /1 9 9 8
предыдущая страница 70 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 72 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст