34
испытательный стенд
котором не хватает некоторых досок.
Может, кому-то это сравнение будет
понятней, если я приведу такой при-
мер. При прослушивании записей клас-
сической музыки (например, 2-й сим-
фонии Рахманинова в исполнении ЗКР
АСО1
(диск № 1) у меня возникла за-
бавная аналогия: оркестр, состоящий из
опытнейших, маститых музыкантов,
которые уверенно и воодушевленно иг-
рают давно знакомое произведение
(ощущение при прослушивании на
„ВАТ VK-D5“), на недорогих проигры-
вателях превращался в коллектив нера-
дивых студентов, которые от волнения
и неуверенности в себе плохо прижима-
ют дрожащей рукой смычок к струнам
и от нетвердого знания своей партии
периодически пропускают ноты. Я, ко-
нечно, утрирую, но, как говорится, в
каждой шутке есть доля шутки.
В. Козырев
Контрасты сравнения
Питер Квортруп - один из ведущих
бизнесменов „хай-энда“, меломан с фи-
лософско-критическим складом ума
убежденно и вполне обоснованно от-
рицает целесообразность экспертизы
аудиоаппаратуры методом сравнения с
эталоном и предлагает метод оценки по
контрасту. Он говорит: „Более точна та
система, что передает больше различий
в записях, позволяет слышать больше
контрастов между записями разной
музыки“ ( „АМ“ № 3 (8) 96, с. 39).
А вот мнение одного из ведущих спе-
циалистов „хай-энда“ в области аку-
стики Дэвида Вилсона (фирма „Wilson
Audio Specialties“): „.
..Сравнивая одну
запись с другой п определяя, насколько
хорошо тестируемый компонент выяв-
ляет различия между ними, мы можем
попасть в вырытую собственными ру-
ками яму“ („АМ“ № 6 (11) 96, с. 35).
Действительно, в аппаратуре могут
рождаться „приятные“ на слух искаже-
ния, которые по-разному влияют на
восприятие фонограммы, преувеличи-
вая
непохожесть записей.
Особые
трудности возникают при сравнении
по контрасту нескольких аппаратов од-
ной ценовой категории. Различные фо-
нограммы на них могут даже заметно
отличаться друг от друга, но /илеко не
все различия являются недостатками
или достоинствами. Например, у одно-
го несколько превалирует живость зву-
чания, у другого —
отчетливость, или у
одного звонкие колокола, а у другого
более певучие смычковые и т. д. Кроме
того, при смене фонограмм „плюсы“
1
Заслуженный коллектив республики Академиче-
ским симфонический оркестр Санкт-Петербургской
филармонии.
могут перейти в „минусы“. Ситуация
сложнее, чем у буриданова осла. В ней
трудно выбрать лидера, тем более оп-
ределить место каждого аппарата в „та-
бели о рангах“. Можно лишь дать об-
щую характеристику данной группе,
опираясь на свой внутренний дискрет-
ный эталон. Личный, субъективный
эталон —
это не звуковая память, а па-
мять впечатлений, эмоций, накоплен-
ная и сформированная в результате
многолетнего опыта музыкального об-
щения с аудиоаппаратурой и с „живой“
музыкой. Возможны, конечно, случаи,
когда какой-либо компонент из данной
ценовой категории по качеству зву-
ка „вырывается вперед“, но это проще
определить при его внимательном „со-
льном“ прослушивании в хорошо зна-
комом звуковом тракте. Ценовые кате-
гории ведь тоже „сидят“ в памяти внут-
реннего эталона эксперта. Наша по-
пытка оценить звучание и ранжиро-
вать проигрыватели компакт-дисков
средней ценовой категории методом
сравнения по контрасту не дала четких
результатов, хотя прослушивание осу-
ществлялось в весьма престижном эта-
лонном тракте. Поэтому в дальнейшем
мы перешли на индивидуальную мето-
дику последовательного „сольного“ те-
стирования, результаты которого изло-
жены выше.
В заключение хочу сказать, что ме-
тод сравнения по контрасту может
иногда применяться в высококачест-
венных трактах с аналоговыми проиг-
рывателями LP и, возможно, с пре-
стижными цифровыми, но никак не с
аппаратурой средней ценовой катего-
рии, где особенно ощущается эмоцио-
нальная зажатость „цифры“. 11рав был,
наверное, наш популярный компози-
тор Вениамин Баснер, говоря, что „по-
пробовать“ цифру можно, но „прогло-
тить“ трудно.
В. Зуев
Веяния цифровой моды
Любопытно, что во многих недоро-
гих проигрывателях вовсю использу-
ются системы „додумывания" данных:
„PRO-Bit“ в „Yamaha“, ,,24-bit Fine
D.R.I.V.E.“
у „Kenwood“, „Hi-Bit Le-
gato Link Conversion“—
у „Pioneer“.
Несмотря на то что мы с М. А. уже вы-
сказались по этому вопросу (см. „AM“
№ 3(14) 97, с. 46-53), все же позволю
себе еще несколько строк. Начну с ци-
таты (проспект „Yamaha Hi-fi Elektro-
nik Europa GmbH“), расшифровываю-
щей смысл „PRO-Bit“ (Precise Repro-
duction of Original Bits): „PRO-Bit
(точное воспроизведение каждого би-
та исходной цифровой информации).
..
переводит 16-битовые данные с ком-
пакт-дисков в 20-битовые. Это необхо-
димо, так как большинство самых со-
временных профессиональных студий
звукозаписи сейчас работает с передо-
вым 20-битовым записывающим обо-
рудованием, а на компакт-диски музы-
кальный сигнал записывается в уже
устаревающем
16-битовом формате
данных. Процесс «перевода» довольно
сложный, но благодаря обширному
опыту инженеров фирмы «Yamaha» в
музыке, акустике и цифровых техно-
логиях мы смогли успешно воссоздать
20-битовую информацию из 16-бито-
вой, записанной па компакт-диске“.
Я никак не хочу возражать против
обширного опыта. Но дурить-то ноку-
йателя и читателя зачем? Уж сколько
раз сказано, что „воссоздать“ ничего
нельзя! Можно долепить Венере Ми-
лосской руки, обломанные тысячелетие
назад; может быть, они будут очень по-
хожи на те, что были изначально, осо-
бенно если лепить их с другой Венеры,
скажем, Медицсйской. Может быть -
даже лучше. Но все равно это будет
до-
думка.
Хорошо зная музыкальную ста-
тистику, этот процесс можно поста-
вить на научную основу. Полученное
звучание при удачном раскладе может
многим показаться благозвучнее, даже
натуральнее,достовернее. 11о —
20-би-
товую информацию из 16-бнтовой
можно лишь
создать,
а не воссоздать.
Это не одно и то же.
То же относится и к другим систе-
мам. Не надо считать, что все они „изо-
бретают“ что-то принципиально новое.
Изобретатели первого альфа-процес-
сора, н суперсовременного „24-bit Fine
D.R.I.V.E.“ преследовали одну и ту же
цель —
благозвучно обмануть слуша-
теля. Если обманывают ухо —
честь им
и хвала. А если глаз, читающий рекла-
му, и руки, тянущиеся при этом к ко-
шельку —
это обидно.
Теперь чуть-чуть о технике. Чита-
тельская корреспонденция показывает,
что многие кое-что недопонимают во
всех этих „битах“. Если говорится о по-
вышении разрядности на входе ЦАП,
это не связано с „додумыванием“. Речь
идет о том, что реализация алгоритма
Котельникова идет с большой точно-
стью, ограниченной лишь вычисли-
тельными способностями блока циф-
ро-аналогового преобразования, н для
отображения вновь рассчитанных про-
межуточных значений целесообразно
использовать
повышенную разряд-
ность. Здесь нет шаманства
значения
сигнала в тактовых точках остаются
Прежними. Все „шаманские“ штучки
типа „PRO-Bit“ „додумывают“ сигнал в
тактовых точках.
К. Никитин
А у л и о М а г а з и н 4 /1 9 9 8
предыдущая страница 35 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 37 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст