п о ч т а
1 7
сти зрительных образов со слуховыми
помогает формированию пространст-
венной звуковой картины.
С размером головы, иными анато-
мическими особенностями и даже с
подготовленностью слушателей это,
как ни удивительно, не связано!
Надо ли эго?
Многочисленные демонстрации во
время выставок дают целый спектр от-
ветов на этот вопрос. От полного отри-
цания („Никому это не нужно!“, „Лю-
бая обработка сигнала —
это ужасно!“,
„Наушники и сами по себе хороши“,
„Наушники —
хоть с этим прибором,
хоть без него —
все равно слушать не-
возможно" и т. д.) —
до полного во-
сторга и ажитации („Как будто в кон-
серватории оказался —
никогда на аку-
стике такого эффекта нс получал!“,
„Никогда бы не поверил, пока сам не
услышал!“, „Это же революция - как
переход от моно к стерео!“ и т. д.).
Где же объективная истина?
Согласен с г-ном Сергеевым, что на
этот вопрос ответит рынок, и, может
быть, ждать не так уж долго, ведь в от-
личие от внедрения систем матричной
стереофонии здесь (и слава богу!) не
требуется специально сделанных за-
писей,—
все, что имеет левый и пра-
вый каналы, годится.
Для чего лучше использовать про-
цессор: музыка или „домашнее кино“?
Л может быть, компьютерные игры?
Здесь, опять-таки, сколько людей,
столько и мнений. Меньше всего спо-
ров вызывает домашнее кино: когда
гильзы сыпятся прямо к вам под ноги,
сопровождающая музыка звучит дале-
ко за телевизором, а переводчик гово-
рит прямо на ухо —
спорить вроде бы
не о чем. Те же, кто эту стадию уже
прошел, заново переслушивают свою
фонотеку (здесь я говорю о пока пер-
вых покупателях аппарата).
И все-таки —
хорошее качество зву-
ка или передача пространства? Ду-
маю, что возможный компромисс -
это использование линейного выхода
процессора и хорошего, по мнению
пользователя (не будем спорить о вку-
сах!), усилителя для головных теле-
фонов. В конце концов, именно для
этого этот самый линейный выход и
предусмотрен.
Относительно тональной разбалан-
сированное™.
Когда саксофон долго-долго играл
вам прямо в ухо и вот наконец он ото-
двинулся на 3 метра от вас, что вы ска-
жете о тембре его звучания? Все дело
в том, что процессор осуществляет
лишь необходимые преобразования
для имитации той самой дифракции и
интерференции звука на голове, при-
ближая условия слушания к естест-
венным. И конечно же, это не только
изменение АЧХ
ведь у сигнала кро-
ме амплитуды есть еще и другие ха-
рактеристики! Тем не менее ничего
дополнительного к тому, что имеет ме-
сто в природе, с сигналом не происхо-
дит. О чем можно спорить —
это по-
грешности АЦП и ЦАП. Но тут абсо-
лютно прав г-н Сергеев. Существую-
щий уровень техники в этой области
позволяет эти погрешности сделать
ничтожными (в случае, если достаточ-
но высока частота выборки сигнала п
не применяются такие веши, как ком-
прессия сигнала и т. п.). Для тех, кто
сомневается: используемая частота
выборки в процессоре „AuriVision" не
44 и даже не 96, а 200 кГц. Это доста-
точно много, чтобы „цифру“ не слы-
шать!
Да, „АудиоМагазин“ я. конечно же,
читаю и являюсь его горячим поклон-
ником. Правда, это не означает, что я
со всем (особенно по части наушни-
ков) соглашаюсь. Так же как это не оз-
начает того, что не существует еще
специальной научной литературы по
затронутой тематике и даже солидных
монографий, где пространственный
слух и все, что с ним связано, являет-
ся основной темой исследований.
Желаю журналу и его читателям, то
есть всем нам, наилучших слуховых и
других приятных ощущений!
М. Мануйлов, „MAL“, Москва
Готовя материал
про
процессор
„AuriVision SV-501“
, я преследовал две
цели. Первая
рассказать о приборе,
меня заинтересовавшем. Вторая -
уже не знаю в какой раз обратить
внимание
читателей
на
различие
между „хорошим" и „подходящим".
Хорош „Мерседес-600" или нет, су-
дить не берусь. Но осенью на грунто-
вой дороге в Центральном Казане, на-
пример, он просто бесполезен. Там
трактор нужен.
Так и процессор. У него есть досто-
инства, есть недостатки. Улучшение
пространствепности звучания в дан-
ной версии достигается за счет других
характеристик звучания. И было бы
полезно сделать алгоритм его работы
более подходящим к характеристикам
головных телефонов. Конечно, „АМ"
не монография по вопросам простран-
ственного слуха, но ищущий найдет в
этом номере журнала графики-ЛЧХ
телефонов, а желающий поймет, что
разные телефоны имеют разные АЧХ.
И что именно получится при подклю-
чении таких телефонов к процессору
с лету и не ответить. С одними те-
лефонами получится один результат,
а с другими
другой.
Процессор нужно улучшать. И не по-
тому. что он плох, а потому, что его
можно сделать лучше.
Именно в этом
смысле и нужно понимать все мои за-
мечания. Утверждение же г-на Мануи-
'
лова, что процессор „осуществляет
лишь необходимые преобразования", не
избавляет звучание от тональной раз-
балансированности и от влияния ин-
дивидуальных свойств используемых
телефонов.
Существенные изменения простран-
ственности, обеспечиваемые процессо-
ром. могут для многих слушателей за-
слонить все остальные изменения зву-
чания. При первом знакомстве. А по-
том захочется большего. Эта колли-
зия лежит за рамками точных наук -
мой опыт подсказывает, что останав-
ливаться нельзя. Например, во многих
мини-системах имеются устройства
для получения пространственных эф-
фектов. Эффект, конечно, меньше, чем
создаваемый процессором, но разрыв
сокращается. Наступают, понима-
ешь. на пятки.
Не так трудно убедить и себя, и де-
сять, и даже сотню потенциальных
покупателей в достоинствах процес-
сора (настоящих или виртуальных),
но нужно двигаться вперед. А я попы-
тался помочь г-ну Мануйлову и его
коллегам сделать процессор лучше.
Хотите верьте, хотите нет, но совер-
шенно бескорыстно, то есть даром.
И если мои хлопоты помогут, я буду
искренне рад успехам отечественной
аудиоиндустрии.
М. Сергеев
Редакция оставляет
за собой право
редактировать и
сокращать письма
читателей.
Мы не имеем
возможности давать
телефонные
консультации.
Пожалуйста,
обращайтесь к
нашим экспертам по
почте.
А у д и о М а г а з и н 4 / 1 9 9 8
предыдущая страница 18 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 20 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст