1
QB гостиная «ф он ограф »
здесь мы рискуем »пасть в дилетан-
тизм, потому что на самом деле это ко-
лоссальная техника и годы труда.) Вот
он себя ощущает в этот момент медиу-
мом. И вы своим состоянием во время
концерта, своим медиумическим тран-
сом, если можно так сказать.
..
С. М.
Не совсем трансом.
„АМ". .
..Да, конечно. У него тоже не
совсем: полу-транс, такое пограничное
состояние. Так вот, этим своим медиу-
мизмом вы, может быть, как раз и при-
чащаетесь его творческой энергии?
С.
М.
Совершенно точно. Компози-
тор — мужское начало, дающее. Ис-
полнитель — начало женское, прини-
мающее и воспроизводящее. Я играю
Моцарта, самого большого гения на
Земле. Кто я такой? Рядом с ним —
никто. Но не совсем. Потому что, если
я совсем никто, я вовсе не должен его
играть. И если я попал с ним в резо-
нанс, тем более я не никто. Возмож-
ность попасть есть, но груд бесконе-
чен. Бескорыстный труд. Чтобы тру-
диться, я вынужден отказаться от все-
го. И я этого почти добился. Мне даже
звонить перестали.
.. Звонит одна зна-
комая: „Когда к тебе можно зайти по-
болтать?“— „Никогда“.— „Я горжусь,
что ты мог мне так ответить“.
„А М ".
А что значит „гений“?
С.
М.
Тот, кто похож сразу на всех,
но на него не похож никто. Это Гюго
сказал. Люди начинают ему резониро-
вать: дышат, чувствуют вместе с ним.
Он их возносит, дает им то видение
мира, которое имеет сам в этот момент.
„А М ".
Возвращаемся к началу, к
отказу от личного. Вы на сцене как бы
совлекаете с себя оболочку индивиду-
ального и предстаете как организм,
как human being, существо, соприрод-
ное всем слушателям?
С.
М.
Я почувствовал вашу мысль.
Об одежде речи нет. Фридрих Гульда,
пианист гениальной одаренности, вы-
шел в Вене играть концерт Моцарта
абсолютно голый. При телевидении.
Он просто для идиотов показал: мы
такие какие есть, и в этом мы не долж-
ны врать. Важно стремление к правде.
В последнем счете и импровизация
есть ложь.
„А М ".
Именно потому, что она слу-
чайна?
С.
М.
Потому что она несовершен-
на. Я ценю импровизацию, я умею это
делать. Но глядя на нее
так,
презирая
ее, я все равно ее получу, но только бо-
лее чистой.
„ А М ".
Однажды Бах пришел к
Фридриху Великому, тот дал ему тему
и попросил сымпровизировать ричер-
кар на шесть голосов. Бах пояснил,
что для шестиголосной разработки в
теме надо кое-что изменить; теперь же
он сыграет лишь на фи голоса. Затем
вернулся домой и якобы эту' импрови-
зацию записал. И вот трехголосный
ричеркар открывает „Музыкальное
приношение“. Правдоподобен ли рас-
сказ, мог ли Бах импровизировать на-
столько законченно и неслучайно?
С.
М.
Не знаю. В какой степени
именно то, что Бах сымпровизировал,
было им записано — большой вопрос.
Думаю, это сказки, и дома он все сочи-
нил наново. Сюжет известный, из раз-
ряда легенд, какими фигура Баха об-
росла еще при жизни. Но легенды пи-
тались реальными случаями. Напри-
мер. Два органиста, заезжий и мест-
ный, устроили обычную „дуэль“: им-
провизировали в церкви на двух орга-
нах. И заезжий все усложнял импро-
визацию, так что соперник вынужден
был сдаться. „Вы или Бог, или Бах“,—
сказал он, и узнав, что тот все-таки
Бах, добавил: „Знай я вас в лицо, и не
начинал бы“. Во всяком случае, бахов-
ская способность сразу видеть в теме
весь ее полифонический ресурс — на
пределе человеческих возможностей.
„А М ".
Мы заговорили о природ-
ных данных. Насколько связана теле-
сная, соматическая одаренность с ху-
дожественным результатом? В какой
мере сверхсильная личность может
компенсировать, скажем, недостатки »
слуха или памяти?
С.
М.
Одаренность — комплекс ка-
честв, не только музыкальных, а воле-
вых, интеллектуальных и нравствен-
ных. Этот аспект очень важен в реали-
зации способностей. Я раньше очень
высоко ценил физиологические спо-
собности: сверх-слух, сверх-память. Я
знал таких людей. Теперь я вижу, что
многие из них не состоялись. И пони-
маю почему. Некоторые — просто ин-
теллектуальное ничто; некоторые не
смогли удержаться на высотах чистой
работы, не отягощенной стяжатель-
ством и высокомерием. Видеть надо
не чужие недостатки, а только свои. И
стараться их честно устранить. Мне
очень близка установка карма-йоги:
делать все время дело. Не печалиться,
когда не удается, и не радоваться, если
получается. Потому что и то и другое
отвлекает от цели. Это очень просто
понять и очень трудно практически
воплотить. Не люблю слово „творче-
ство“— „работа“ звучит лучше. А ре-
зультаты.
.. Они должны приходить са-
ми собой.
„А М ".
Как у Андерсена. Бедной де-
вушке за время отсутствия злой маче-
хи нужно перебрать мешок крупы, от-
делить гречу от проса, и вдобавок вы-
растить розы. Является добрая фея и
говорит ей, что надо прилежно отде-
лять гречу от проса, а
за это
розы и
впрямь вырастут сами собой.
С.
М.
Да, конечно. Андерсен — за-
мечательный мудрец, один из моих
любимых писателей. У него столь
многое сказано, и в столь прекрасной
литературной форме! Его притчами
можно наслаждаться, как музыкой.
„А М ".
Музыка — тоже притча, то-
же текст. Нотный текст —
инвариант,
свидетельство о тайне, которая
за
ним,
о прообразе, или пра-образе. А мель-
чайшие варианты, которые вы воссоз-
даете всякий раз по-иному, они-то
ведь лежат в области акустики. И это
очень связано с физиологической
культурой, двигательной
памятью.
Мне показалось, у вас эта память осо-
бенно основательная, особенно глубо-
кая. У вас этот пра-образ будто прямо
в мышцах сидит, что и позволяет вам
быть медиумом, творить варианты
свободно. Так?
С.
М.
Вы точно почувствовали. Вы,
кстати, меня поймали на месте пре-
АудиоМагазин 4/1998
предыдущая страница 109 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 111 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст