I осипш ая *Ф о н о /1ш ф *
„Гостиная ■Фонограф»“
новый раздел журнала „Аудио Магазин“.
Здесь вы встретитесь со всеми, кто имеет отношение к музыке н звуку:
исполнителями, звукорежиссерами, композитора ми, дирижерами.
Первые посетители гостиной „Фонограф“: кинорежиссер Александр Сокуров и его постоянный партнер по работе звуко-
режиссер Владимир Персов.
Александр Сокуров, 48 лет, постановщик художественных фильмов „Одинокий голос человека“, „Скорбное бес-
чувствие“, „Дни затмения“, „Спаси и сохрани“, „Мать и сын“ и других.
Фильм „Дни затмения“ вошел в число 100 лучших фильмов столетия, отобранных Европейской киноакадемией.
Документальный фильм А. Сокурова „Духовные голоса" получил на кинофестивале в Локарно (Швейца-
рия) профессиональный приз „Sony Special Video“.
Музыка к фильму „Дни затмения“ получила приз Европейской киноакадемии „Феликс“.
В числе других наград, которых удостоены фильмы Сокурова,—
Гран-при кинофестиваля в Монреале („Спаси и сохра-
ни“) и три приза ФИПРЕССИ.
Владимир Персов, 52 года, начал работать с Сокуровым в 1983 году. Первый фильм, который они делали
вместе,
„Скорбное бесчувствие“.
В 1988 году получил приз Союза кинематографистов „Ника“ за работу над фонограммой фильма „Дни за-
тмения".
Почему Америка не может делать такое кино?
Мартин Скорсезе о фильме „Мать и сын”
„АМ“—Александр Сокуров
„АМ".
Александр
Николаевич,
звук в кино —
слуга изображения?
А.
С.
Звук в кино для меня —
от-
дельная сфера, гораздо более интим-
ная и совершенная, чем изображение.
Он не обслуживает видеоряд. Изобра-
жение очень часто нуждается в звуке,
а звук не нуждается ни в чем.
. „АМ".
Висконти в одном из интер-
вью говорил о „внутренних ритмах"
изображения —
согласия с ними му-
зыки Малера ои искал, работая над
„Смертью в Венеции“. Дирк Богард,
исполнитель роли Ашенбаха, в этой
связи писал о том, что фильм стал по-
добен
балету.
Скажите,
к
Вашим
фильмам это сравнение применимо?
А.
С.
Нет. Прямого —
балетного —
соответствия музыки и движения ни-
кому не найти в моих фильмах. Я не
приказываю актеру, к примеру, сде-
лать тог или другой жест. На съемоч-
ной площадке мы с ним —
равные
партнеры. Он должен чувствовать мой
замысел, а не подчиняться приказам.
Хотя бы поэтому мне никогда не сде-
лать фильм. который был бы похож на
балет.
„АМ".
Едва ли Висконти добился
этого эффекта с помощью приказов, но
оставим это. Скажите, как Вы работае-
те с композитором, который пишет му-
зыку к Вашему фильму? Вы объясняе-
те ему, какая музыка Вам нужна, или.
..
А.
С.
Да. я объясняю ему все до дета-
лей. Так, во всяком случае, былое „Дня-
ми затмения“. Я описал Юрию Ханпиу,
какие и когда должны звучать инстру-
менты, какой должна быть аранжиров-
ка, мелодия, темп, состав оркестра.
На съемках „Дней затмения
А. Сокуров — в центре
„АМ".
Иными словами, Вы слы-
шали эту музыку в воображении еще
до того, как ее написал Юрий Ханин?
В это трудно поверить.
А.
С.
Если бы это было не гак, она
не попала бы в картину.
„АМ".
А как Вы работаете с клас-
сической музыкой, которую использу-
ете в фильме?
А.
С.
Мы, я и моя группа, не пыта-
емся подчинить ее, понимая, что она
остается замкнутой на себя и не может
сделаться иллюстрацией к нашему
сюжету. Кстати, сейчас я уверен, что
можно найти решительно все в музы-
ке, которая уже сочинена, и нам нет
смысла искать композитора, который
специально для нашего фильма писал
бы новую.
„АМ".
Александр Николаевич, на-
зовите фильмы, в которых Вам нра-
вится звук.
А.
С.
Во-первых, это „Аталанта“ Ви-
го. Уникальный фильм! Я смотрел его
не лак давно в Локарно. Затем —
япон-
ский фильм „Воюющий солдат“ (ре-
жиссер —
Камеи). В России его, вероят-
но, вообще никто не видел. Звуковое
решение этой картины безукоризненно.
„АМ".
Что Вы имеете в виду?
А.
С.
Трудно передать. Мастерски
созданная иллюзия реального звука и
вместе с тем отчуждение его от реаль-
ности.
Кроме фильмов, о которых я сказал,
мне очень близко то, что в свое время
делал со звуком Бергман.
„АМ".
Что во время работы над
фильмом стоит Вам больших усилий —
изображение или звук?
А.
С.
Видимо, звук. В наших доку-
ментальных фильмах есть эпизоды,
где в течение нескольких минут на эк-
ране почти нет действия, их атмосфе-
ру создает только звук. Фонограмма
делается с помощью множества тон-
чайших операций. Она сложнее, чем
изображение хотя бы потому, что
складывается из неизмеримо больше-
го числа компонентов.
„АМ".
Вы строите фонограмму
совершенно интуитивно?
А.
С.
Звук для меня остается тай-
ной. В работе над фонограммой почти
все зависит от внутренней свободы ре-
жиссера, от его способности импрови-
зировать. Поиск музыки означает, что
я должен вновь и вновь переосмысли-
вать изображение.
Картина,
которая
не закончена,
остается для меня живым организмом,
к ритму, к „сердцебиению“ которого я
еще могу подключиться. Для меня ог-
ромное значение имеет стихия замыс-
ла. В частично отснятом фильме я
обычно делаю множество изменений,
более того, иногда я намеренно прово-
цирую эту динамику, сохраняя фильм
„живым“ до тех пор, пока не найду то,
что безошибочно, безусловно будет
создавать необходимый мне эффект.
А у д и о М а г а з и н 3 /1 9 9 8
предыдущая страница 90 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн следующая страница 92 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст