ие улучшает. Можно рискнуть и под-
ключить телефоны прямо к выходу
усилителя мощности, вместо АС. Но
этот метод чреват неприятностями:
если повезет, то испортятся телефоны,
а если не повезет —
уши. Электричест-
ва. кстати сказать, на выходе мощного
усилителя достаточно и для достиже-
ния того и другого сразу.
Неплохие результаты получаются,
если вместо гасящего резистора поста-
вить низкоомный делитель напряже-
ния. Я экспериментировал с делите-
лем
10
Ом/1 Ом. Звучание становится
гораздо лучше, только периодически
отпаиваются резисторы
мощность
на них выделяется приличная. Надеж-
ность повышается, если опустить этот
делитель в стакан с водой или подста-
вить вентилятор. Но гораздо проще и
эффективнее прямой путь — взять
специальный усилитель, например
тот самый „Musical Fidelity X-CANS“.
В лампах ли дело или удаление сете-
вого трансформатора гак сказалось —
не ясно, да н не важно это; звучание ио-
радовало, хотя и сохранились обычные
„телефонные“ болезни — при воспро-
изведении через головные телефоны
стереофонические прішнакн звучания
(глубина панорамы, размеры инстру-
ментов, положение их в пространстве и
ир.) оказываются заметно искажены.
Второй экспонат на сегодняшнем
стенде - процессор „Mal Aurivision
Listening System SV-501“— представ-
ляет другую точку зрения на воспро-
изведение сигналов через головные
телефоны. Его разработчик подметил
и решил исправить стереофонические
недостатки традиционного „телефон-
ного“ воспроизведения звука:
1
) звук „неправильный“, поскольку
каждый канал работает на „свое“ ухо
(при нормальном воспроизведении
оба уха слышат все сигналы);
2
) поворачивается голова — повора-
чивается звуковая панорама.
И в процессоре приняты необходи-
мые (с точки зрения его автора) меры
для получения „правильного“ звуча-
ния:
1
) в левое „ухо“ подмешан сигнал из
правого канала, а в правое — из левого;
2
) при повороте головы корректиру-
ются сигналы в обоих каналах, чтобы
звук остался на месте.
Теоретически эти построения впо-
лне корректны, но есть еще и рынок,
со своими вкусами и традициями. От-
ношение рынка к стереофоническим
искажениям, создаваемым головными
телефонами, я бы охарактеризовал как
двойственное. Кто-то готов мириться с
ними, поскольку исправление одних
недостатков сопряжено с появлением
других. Д.ля таких слушателей пред-
назначен „Musical Fidelity X-CANS“.
Кто-то готов принять новые искаже-
ния, только бы получить нормальную
стереофонию. Именно этих людей за-
интересует
процессор
„Aurivision
Listening System SV-501" московской
фирмы „MAL“— если, конечно, их уст-
роят все остальные его свойства.
Для правильного воспроизведения
стереопанорамы нужно, как уже было
сказано, имитировать искажения сиг-
налов, вызываемые дифракцией и ин-
терференцией звуковых волн на голо-
ве и торсе слушателя.
На рис. 1 приведены АЧХ для прямо-
го сигнала (с левого входа на левый вы-
ход) и перекрестного (с правого входа
на левый выход) при трех положениях
регулятора ширины стереопанорамы:
„минимум“, „максимум“ и „середина“.
Прямой сигнал (с левого входа на ле-
вый выход) обработан совершенно на-
прасно. Ох, не читает г-н Мануйлов,
разработчик „SV-501“, наш журнал, и
зря не читает! Мы с К. К. терзаем со-
бачку Душечку, сами мучаемся, а ока-
зывается.
..
Надеюсь, читатели простят мне ма-
ленькую самоцитату. Приличные го-
ловные телефоны имеют АЧХ, суще-
20
50
100
200
500
Юк
I, Гц
Рис. 1. Семейство АЧХ процессора
„MAL Aurivision Listening System SV-501“.
Верхние АЧХ - для сигнала с левого входа
на левый выход; нижние - для сигнала
с правого входа на левый выход
ственно отклоняющуюся от горизон-
тальной. Она сформирована специ-
ально, чтобы компенсировать отсут-
ствие дифракционных искажений, ко-
торым подвергается сигнал, идущий
от левой АС в левое ухо, и от правой —
в правое при воспроизведении через
телефоны. А процессоре „Aurivision“
такая коррекция делается еще раз.
Многовато будет. В результате замет-
на тональная разбалансированность.
звучание кажется суховатым.
Обработанный перекрестный сиг-
нал (левый вход — правый выход)
имитирует искажения, которым под-
вергается сигнал левой АС на правом
ухе. Эти искажения возникают за счет
дифракции на голове и, естественно,
зависят от формы этой головы, о чем
тоже уже писалось. Судя же но ре-
зультатам измерений, параметры ал-
горитма обработки рассчитаны на го-
лову автора прибора. Слушателю с го-
ловой 56-го или 57-го размера такая
обработка вполне подойдет (хороший
подарок жене), а вот для меня малова-
та эта шапка, и обещанной звуковой
перспективы не получается.
„Правильный“ прибор должен фор-
мировать перекрестный сигнал не
просто так, а с учетом индивидуаль-
ных особенностей. Когда обработка
сигналов в процессоре производится в
цифровой форме, больших сложно-
стей с коррекцией параметров алго-
ритма обработки
иод конкретного
слушателя возникнуть не должно.
Разработчикам было бы полезно по-
думать и над возможностью уменьше-
ния искажений, связанных с дополни-
тельной цифровой обработкой сигна-
лов в процессоре. Например, прямой
сигнал не обрабатывать вовсе, а пе-
рекрестный — только в полосе до
7-8 кГц. Для обеспечения нормальной
локализации этого вполне хватит, а
звучание станет лучше, исчезнут тем-
бральные искажения. Поскольку про-
Процессор объемного звучания
Ауяио М агазин 3/1998
предыдущая страница 67 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн следующая страница 69 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст