40
и с п ы т а т е л ь н ы й стен и
гда привлекала производителей. Это
позволяет расширить диапазон частот
вверх и вниз, уменьшить габаритные
размеры АС. Такие системы в про-
шлом были широко распространены,
встречаются они и сейчас — например,
некоторые модели фирмы „Martin
Logan“. Но разработчики с „музыкаль-
ным" подходом к звучанию систем, и в
первую очередь Питер Уолкер, были
категорически
против совмещения
этих разнородных излучателей. Даже
при равномерной АЧХ в таких АС на-
рушится тембральный баланс п про-
явится излом характеристики ГВЗ,
что приведет к скрытому дискомфор-
ту слушателя, будет вызывать повы-
шенную утомляемость. Звучание си-
стемы может оказаться даже хуже, чем
у равноценной, полностью динамиче-
ской. Но Питер Уолкер ушел на отдых,
и для „ESL-63“ финской фирмой .
.Gra-
dient" был разработан сабвуфер. Оп-
равданно ли эго, нужно ли добавлять
сабвуфер к „ESL-63“?
У „ESL-63“ п так достаточно низкая
нижняя граница АЧХ. При совмещении
разнородных излучателей всегда про-
явится какое-то „расслоение“ звука, на-
рушится его единство. Я думаю, что
слушателям, ощутившим недостаточ-
ность басового регистра у „ESL-63“,
лучше выбрать динамическую систе-
му. „Не можно впрячь в одну телегу
коня п трепетную лань“. В связи с
этим хочу напомнить о существова-
нии собственных резонансов помеще-
ния (колебательных мод), которые
„охотно“ и назойливо откликаются на
низкочастотные сигналы, исходящие
из ваших АС, мешают слушать музыку
н неблагоприятно действуют на нерв-
ную систему. Степень проявления ко-
лебательных мод зависит от формы
помещения и излучаемой акустиче-
ской системой частоты.
Еще в древности архитекторам бы-
ло известно, что лучшими акустиче-
скими свойствами обладают прямо-
угольные помещения, размеры кото-
рых соответствуют условию „золотого
сечения“, то есть отношению 0,62. На-
пример: 7 м х 0,62 = 4,34 м; 4,34 м х
0,62 = 2,69 м. Тогда же была предло-
жена удобная, простая формула для
определения граничной зоны ясного,
отчетливого звука, исходящего из ка-
кого-л ибо і істоч ні і ка:
\
где
к
длина звуковой волны, м;
V—
объем помещения, м3.
*
І
Іекоторьк* ПИШИ
оппоненты
, увидев эту давно инвест-
пую
и
широко используемую
форхіулу в виде
/“340 Т т "
(„ЛМ" .V 3 (4) 95. с. 5). окрсспеш
«• „формулой
В
. М
. Зуева“. Моя „научная заслуга“ заключалась лишь
втом, что я
длину волны
X
перевел в частоту/- :по ҐХ
1
-
лее привычный
для наших читателей
параметр.
Эмпирически
было
установлено
(сейчас можно эго доказать строго те-
оретически). что самый ощутимый
метающий резонанс лежит посереди-
не между двумя основными гранич-
ными колебательными модами (ниж-
ней и верхней). В случае „золотого се-
чения“ он совпадает со средней (обыч-
но поперечной) модой. В вышеприве-
денном числовом примере 1,=81.7 м3,
л =\/ <81,7 м = 4,34 м. В случае несоот-
ветствия условию „золотого сечения"
вычисленный размер будет отличать-
ся от среднего размера комнаты, но
формула все равно останется вполне
справедливой. Совпадение но величи-
не
каких-либо
размеров
комнаты
ухудшает ее акустические свойства,
поэтому хуже всего „звучит“ „куб“.
Для получения оптимального зву-
чания АС „ЕЗИ-бЗ" нужно устанавли-
вать подальше от углов комнаты, луч-
ше всего параллельно длинной стене и
не менее чем в
1
метре от нее,— хотя
некоторым слушателям нравится соч-
ное и массивное звучание, возникаю-
щее при установке АС ближе к углам
комнаты (до 0,5 м). Но это дело вкуса
н проверяется на собственном опыте.
Линейный предварительный усилитель
„ L A M
M
A U D I O
L A B O R A T O R Y
L 1 "
Прежде всего обращает на себя вни-
мание большое количество коммута-
ционных гнезд и ручек управления.
Кроме обычных коаксиальных входов
н выходов (тина RCA), усилитель ос-
нащен также симметричным (баланс-
ным) выходом (разъем типа XLR), что
расширяет его эксплуатационные воз-
можности. Правда, входные цепи уси-
лителя несимметричны, и потому ба-
лансных входов нет. Имеется пере-
ключатель, инвертирующий фазу (по-
лярность) сигнала.
[5 усилителе установлены три ди-
скретных регулятора уровня: по одно-
му на правый и левый канал плюс об-
щий регулятор выходного уровня для
обоих каналов одновременно. Это
позволяет, например, использовать
покаиальные регуляторы для под-
стройки входной чувствительности
II
баланса стереоканалов, а совмещен-
ный регулятор — для установки тре-
буемого уровня громкости.
При использовании с данным пред-
усилителем
усилителей
мощности
этой же фирмы предусмотрена воз-
можность их дистанционного включе-
ния п выключения.
Особенностью этой модели являет-
ся
также
применение
гибридной,
транзисторно-ламповой схемотехни-
ки. Для усиления звукового сигнала
используются высоковольтные поле-
вые транзисторы, а лампы применя-
ются в стабилизаторах напряжения.
Большое внимание в конструкции
усилителя уделено цепям питания. На
сетевом входе установлен фильтр по-
мех, за ним - силовой трансформатор
Аудио М агазин 3/1998
предыдущая страница 41 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн следующая страница 43 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст