и с п ы т а т е л ь н ы й с те н д
39
влияния акустики помещения и ос-
лабления „рикошет-эффекта
“ 2
реко-
мендовалось устанавливать АС друг
напротив друга, а слушателю садиться
между ними. Конечно, такие двухмет-
ровые „наушники“ для одного челове-
ка на рынке долго не удержались.
„Были когда-то и мы рысаками“—
разработали во ВНИИРПА им. А. С. По-
пова электростатическую акустиче-
скую систему „АСЭ-1“, очень похо-
жую как по устройству, так и по звуча-
нию на „QUAD ES“. Некоторые заво-
ды попытались ее внедрить в серий-
ное производство, подогнав под свою
устоявшуюся технологию. Однако со-
ветская рационализация, помножен-
ная на нашу инженерную эрудицию,
упорно вела к снижению надежности
системы и ухудшению звучания. К
счастью, подоспевшая „перестройка“
остановила этот процесс.
Прошли годы, наступила пора зага-
дочного „хай-энда“ и его привержен-
цев —
аудиофилов. Если в былые вре-
мена приглашали друзей слушать ка-
кого-то исполнителя,
композитора
или музыкальное произведение, то
сейчас зовут послушать усилитель,
колонки или звуковой тракт — о му-
зыкальной программе нет и речи. На
первое место вышла экзотика звука,
потеснив скромные свойства музы-
кальности. Поэтому резко сократился
выпуск электростатических АС, мно-
гие фирмы и модели уже забыты.
„QUAD ESL-63“ осталась почти един-
ственной электростатической акусти-
ческой системой, чарующей мелома-
нов и вызывающей настороженное
любопытство у аудиофилов. Автори-
тет ее повышается, и цена тоже (с на-
чала выпуска цена выросла почти в
4 раза).
По своей конструкции „QUAD ESL-
63“, так же как и „QUAD ESU
, являет-
ся симметричным дифференциаль-
ным диполем, принцип действия ко-
торого
описан
выше.
Но
если
у
„QUAD ES“ на мембрану действует
синфазное по всей ее плошали звуко-
вое напряжение, то мембрана „ESL-
2
Рикошет-эффект
улавливание громкоговорителем
отраженных в помещении
звуковых сигналов и
пере-
дача их в усилитель. Особенно страдают от этого си-
стемы
с ЭМ
ОС, имеющие высокочувствительные
датчики-приемники
на излучающих диффузорах или
мембранах. За счет реактивности входного сопротив-
ления АС может возникать подобный
внутренний ри-
кошет-эффект. Но по причине малого временного
сдвига между воздействием
и
внутренним
откликом
он хотя и
портит звук, но почти
неслышим
из-за ма-
скировки
основным
сигналом
. Пространственный же
рикошет-аффект может явно испортить сигнал малой
амплитуды
или
„загрязнить“ паузу. Это явление осо-
бенно ощутимо в АС с низкими
граничными
частота-
ми
. возбуждающими
резонансы
помещения, ведь низ-
кочастотный
сигнал, попадая из НЧ-динамика в уси-
литель. воздействует уже на весь звуковой спектр (ре-
жим
hi-amping не имеется в виду).
63“ возбуждается бегущей от центра к
краю волной и воспроизводит ампли-
тудно-фазовое когерентное поле, со-
ответствующее полю от виртуальной
осциллирующей точки (квазнсферы).
вынесенной за геометрический центр
плоскости пленки на 30 см. Другими
словами, если „QUAD ES“— зто звуча-
щая плоскость, то „ESL-63“— звуча-
щая точка. Эта разница хорошо слыш-
на в заглушенной (безэховой) камере.
Для реализации описанного выше
способа
управления
колебаниями
мембраны на перфорированных элект-
родах „ESL-63" расположены концент-
рические кольцевые зоны. Сигнал на
них подается с индуктивно-емкостной
линии задержки, в которой использу-
ется собственная емкость между мем-
браной п электродами. Такая схема
обеспечивает почти активный входной
импеданс, мало изменяющийся в диа-
пазоне звуковых частот. Лишь в узкой
частотной области вблизи 10 кГц мо-
дуль импеданса опускается до 4 Ом.
„ESL-63“ оснащены устройством
надежной защиты от перегрузки. При
превышении максимально допусти-
мого напряжения установленная на
входе специальная схема шунтирует
звуковой сигнал, идущий от усилите-
ля. Исправность усилителя в этом
случае должна обеспечиваться его
собственной защитой, если она есть.
Качество звучания
Я нс знаю, кто и по каким критери-
ям, кроме цены и рекламы, присужда-
ет аппаратуре титул „хай-энд“ и при-
надлежат ли акустические системы
„QUAD ESL-63“ к этому классу, но за
12
дней, проведенных мною в их „об-
ществе“, я понял, что ничего лучшего
мне не приходилось слышать даже в
фешенебельных московских салонах.
Пятнадцать вполне зрелых мелома-
нов (среди них — два эксперта нашего
журнала) участвовали в этой продол-
жительной экспертизе, слушая музы-
ку самых различных жанров.
Звуковой тракт был дополнен уси-
лителями „QUAD 11“ „алмазной“ вер-
сии. „Musical Fidelity А-220“ и проиг-
рывателем компакт-дисков „Meridian
508.20“.
Это не первая наша встреча е аку-
стическими
системами
„ESL-63“,
большинство экспертов познакоми-
лись с ними еще в 1980-е годы. Данное
тестирование только укрепило сло-
жившееся раньше мнение.
Первая проба была проведена с уси-
лителем „QUAD 11“. Он явно не под-
ходил по мощности (всего 15 Вт), но
тем не менее удивительная естествен-
ность звучания, тонкая нюансировка
мелодических линий, эмоциональные
оттенки в голосах мастеров вокала
сразу обратили на себя внимание. Да-
же колоратура, обычно формально
воспроизводимая акустическими си-
стемами, приобретала неожиданную
одухотворенность. Разделен ноегь и
детальность источников звука сочета-
лись с тишиной в паузах. При подклю-
чении
более
мощного
усилителя
(„Musical Fidelity А-220“) отчетливо
проявилась монументальность, плот-
ность и живая наполненность звуко-
вых образов, улучшилась макродина-
мика. Темпераментные щипки струн
контрабаса „взрывались“ прямо перед
слушателями, на переднем плане сте-
реобазы. Прекрасная передача глуби-
ны звуковой сиены и атмосферы кон-
цертного зала создавала ощущение
воздуха, четко фиксированное гори-
зонтальное расположение музыкаль-
ных образов увлекало настолько, что
сбивало с намеченной программы.
Компакт-диски
звучали
гораздо
одухотвореннее и живее, чем г обыч-
ных динамических АС. Ярые поклон-
ники ламповой техники даже не заме-
тили. что включен хотя и неплохой, но
транзисторный усилитель. Звучание
оставалось сфокусированным и энер-
гичным
на сложных музыкальных
программах во всем диапазоне частот.
Бас был хорошо артикулированным,
лаконичным п рельефным - поэтому,
видимо, никто даже не вспомнил о су-
ществовании сабвуфера, разработан-
ного специально для „ESL-63“ фин-
ской фирмой „Gradient“.
Если быть к музыке беспристраст-
ным или усилием воли суметь отстра-
ниться от ее магического воздействия
п „проанатомпровать“ „тело“ звука, то,
вероятно, можно обнаружить опреде-
ленные
непривычные особенности
звучания электростатиков; но в нашей
экспертизе
внезапно
появившаяся
„вовлеченность
“3
захватывала
на-
столько, что не позволяла никому
проделать это практически.
Думаю, что предложенного описа-
ния звуковых свойств „ESL-63“ более
чем достаточно покупателю, который
пытается осознанно, с учетом „сум-
марного вектора" своих пристрастий
выбрать себе акустические системы.
Послесловие
Идея совмещения электродинами-
ческой головки громкоговорителя с
электростатическим излучателем все-
3
Одни из наших оппонентом
рекомендовал „глуби-
ну вовлеченности“ измерять в сантиметрах, а „тягу“
в килограмм-метрах. Мы
не сумели зто сделать,-
может быть. вы
. дорогие читатели, предложите ме-
тодику такой „психометрии“?
Аудио М агазин 3/1998
предыдущая страница 40 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн следующая страница 42 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст