и с п ы т а т е л ь н ы й стен и
37
И только в 1954 году, с началом эры
стереофонии, шагая в первых рядах
энтузиастов наступающей эпохи хай-
фай, решительный и талантливый Пи-
тер Уолкер сконструировал н внедрил
в серийное производство стереофони-
ческую
пару акустических систем
..QUAD ES“. Они предназначались для
работы в домашних звуковых трактах.
И пожалуй, ни одни акустические си-
стемы не продержались на рынке так
долго, как „QUAD ES",— почти 40 лет.
В „QUAD ES*' используется диффе-
ренциальный
способ
возбуждения
мембраны, реализованный в диполь-
ной конструкции громкоговорителя.
Упрощенная схема такого электроста-
тического громкоговорителя показана
на рис. I. Электропроводящая пленоч-
ная мембрана
1
натянута между жест-
кими перфорированными электрода-
ми 2 и 3. Постоянное поляризующее
R
-----—
р
Рис. 1
напряжение
[1„
приложено к электро-
дам симметрично относительно мем-
браны, а переменное звуковое напря-
жение
и.
подается через повышающий
трансформатор асимметрично. Под
действием
разности
возникающих
при этом сил притяжения к электро-
дам мембрана колеблется в такт с ко-
лебаниями поданного на них напря-
жения звуковой частоты. Так как мем-
брана очень тонка
(8
микрон), се мас-
са соизмерима с массой соколеблюще-
гося воздуха, что позволяет получить
почти безынерционный режим воз-
буждения звуковых волн. Сила, при-
водящая в движение мембрану, в от-
личие от того, что мы имеем в диффу-
зорных громкоговорителях, равно-
мерно распределена по всей ее площа-
ди. а это обеспечивает синфазный
(поршневой) режим колебаний в ши-
роком диапазоне частот. Благодаря
дифференциальной конструкции чет-
ные гармоники в громкоговорителе
подавляются, а из-за высокого сопро-
тивления резистора
R
заряд на мем-
бране при ее движении не изменяется.
Оба этих фактора и обусловливают
весьма малую величину нелинейных
искажений электростатических гром-
коговорителей.
Так как электростатический гром-
коговоритель-диполь излучает оди-
наково в обе стороны, нижняя грани-
ца воспроизводимого им диапазона
частот определяется условиями аку-
стического короткого замыкания, то
есть
геометрическими
размерами
громкоговорителя. Ниже этой часто-
ты при критическом демпфировании
основного резонанса мембраны на-
блюдается спад АЧХ с крутизной
6
дБ
на октаву. Верхняя граница воспроиз-
водимого электростатическим гром-
коговорителем диапазона частот мо-
жет превышать 20 кГц, поскольку ре-
активное сопротивление массы мем-
браны сравнимо с волновым сопро-
тивлением воздуха только в ультра-
звуковом диапазоне.
Одновременно с „QUAD ES“ был
выпушен комплект ламповых усили-
телей: предварительный с фонокор-
ректором „QUAD 22“ и усилитель
мощности „QUAD И" (возродивший-
ся в 1996 году). Наступающая поваль-
ная транзисторизация потеснила лам-
пы. На смену „22/11“ пришла новая
пара - .
.QUAD 33“ и .
.QUAD 303“, то-
же получившие, как и все изделия
фирмы, заслуженное признание.
Авторитет
акустических
систем
этой компании весьма высок, что под-
тверждается многими фактами. На-
пример, „QUAD ES“ долгие годы ра-
довал знаменитого композитора и тре-
бовательного слушателя Бенджамина
Бриттена; такие же АС мечтал приоб-
рести Дмитрий Дмитриевич Шоста-
кович.
этой мечте не суждено было
сбыться из-за преждевременной кон-
чины великого композитора.
Чем же электростатики так привле-
кают и восхищают любителей музы-
ки? Прежде всего, высокой музыкаль-
ной достоверностью. Электростати-
ческие АС в составе достойного их
звукового тракта способны донести
до слушателя художественную цен-
ность музыкального произведения,
и с пол н и тел ьс кую н иди в и ду ал ьность
солистов и дирижера, создать при
прослушивании в домашних услови-
ях эмоциональную атмосферу не ху-
же, а иногда и лучше, чем в концерт-
ных залах.
Это объясняется не только легко-
стью мембраны, но также и тем, что
электростатические АС не требуют ча-
стотно-разделительных фильтров с
крутыми срезами. В „QUAD ES“ при-
менены простейшие резистивно-ем-
костные цепи с использованием емко-
сти самой мембраны, что обеспечило
достаточно малый наклон характери-
стики группового времени задержки
(ГВЗ). Хотя человек и не различает в
спектре частот фазовые искажения,
вносимые
звуковоспроизводящими
устройствами, но из-за того, что на
компенсацию мозгом фазовых сдви-
гов расходуется слишком много нерв-
ной энергии, у человека наступает бы-
строе утомление, нарушается воспри-
ятие больших по объему эмоциональ-
но насыщенных музыкальных произ-
ведений.
Но мы уже смирились с тем, что в
звукотехнике абсолютных идеалов
нет и практически в любой „бочке ме-
да“ существует „ложка дегтя“. Такой
„ложкой дегтя“ в „QUAD ES“ оказался
емкостной характер его входного со-
противления. Модуль этого сопротив-
ления на верхней границе звукового
диапазона частот надает до 0,5 Ом.
Это предъявляет серьезные требова-
ния к выходным параметрам и устой-
чивости усилителя. Не имеют указан-
ного недостатка конструктивно схо-
жие с электростатнкамп магиеплана-
ры, у которых мембраны тоже пленоч-
ные. но управляются магнитным по-
лем. Однако из-за нанесенного на
пленку низкоомного „лабиринта“ зву-
ковой катушки мембрана у них суще-
ственно тяжелее, чем у электростати-
кой, а магнитные решетки, стоящие
перед нею. заметно портят звук. По-
этому к 1980-м годам 26 фирм выпу-
скали 72 модели электростатических
АС, а магнепланары так и не получили
широкого распространения.
Среди
электроетатиков
тех
лет
встречались уникальные, экзотиче-
ские с инженерной точки зрения мо-
дели. Так. например, американский
конструктор Гарольд Норман Беве-
ридж использовал в своих двухмет-
ровых акустических системах все, что
только можно себе представить: встро-
ил внутрь мощный высоковольтный
бестрансформаторный ламповый уси-
литель; применил электромеханиче-
скую отрицательную обратную связь
(ЭМОС), направив корректирующий
сигнал ошибки с мембраны в усили-
тель: использовал на управляющих
электродах переменное резистивное
покрытие, обеспечивающее широкую
характеристику направленности в го-
ризонтальной плоскости. Большой
широкополосный рупор с акустиче-
ской линзой завершал серию инже-
нерных изысков. Для
исключения
Аупио М агазин 3/1998
предыдущая страница 38 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн следующая страница 40 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст