tt
усилителя одновременно два сигнала,
одинаковых по амплитуде и разных
по частоте, с двух генераторов и по-
слушать результат в АС или же заме-
рить получившийся сигнал осцилло-
графом?
5. Почему усилитель мощности, со-
бранный на транзисторах, считается
лучше собранного на микросхемах,
ведь в обоих случаях имеют место
р-п-
и п-р-переходы?
6. Есть информация, что на Западе
хотели разработать метод записи-вос-
ироизведепия звука —
оптический, но
с аналогового диска, типа „винилово-
го“. Почему эта идея не пошла? 11е вы-
годно?
С. Бикусов, г. Саратов
Повышение качества звучания ком-
плекта домашней аппаратуры —
ком-
плексная задача, заменой одного-двух
компонентов ее не решить. „Сухость “
некоторых японских усилителей
яв-
ление известное. Тем более в сравнении
с „Одиссеем“
.
Каждый из Ваших усилителей обла-
дает своими преимуществами и недо-
статками. „Одиссей“—
типичная со-
ветская разработка, в которой не по-
жалели комплектующих изделий для
достижения заданных технических
характеристик, в общем не заботясь о
звуке. „Yamaha RX-595“— „бюджет-
ная“ модель: максимум мощности при
разумной цене.
Вы не написали про источник сигна-
ла
может быть, с ним непорядок?
Надо исправить. Модель „RX-595" не
„неудачная“
, в каталогах она есть.
Отвечу на Ваши вопросы.
1.
Коэффициент демпфирования —
не самоцель. Цифры в паспортах неко-
торых усилителей —
это всего лишь
рекламная уловка, они никак не связа-
ны с качеством звучания. Этот пара-
метр говорит лишь о выходном сопро-
тивлении усилителя. Если высокая
степень демпфирования достигнута
за счет грамотного, комплексного под-
хода (что, судя по всему, мы имеем в
случае усилителей „Yamaha") - более
мощной
системы
электропитания,
применения стабилизаторов, мощных
выходных транзисторов, грамотного
использования обратной связи, - тогда
после хороших результатов лабора-
торных измерений на резисторе усили-
тель должен хорошо показать себя на
„настоящей“
, комплексной нагрузке —
реальных акустических системах. В
таких случаях высокое демпфирование
„оживляет“ бас, снижает интермоду-
ляцию, повышает устойчивость уси-
лителя. Но, как всегда, есть и обрат-
ные примеры, когда при внешне пра-
вильных конструкторских и схемотех-
нических решениях звучание усилите-
ля оставляет желать лучшего.
2. Замена „S-90“ чревата „синдро-
мом акустического похмелья". Вы при-
выкли к ее бубнению. Вам кажется,
что это бас. Когда Вы лишитесь его,
Вам придется привыкать к нормаль-
ным басам. При наличии неплохого
ПКД (например
,
„Mqrantz CD-46“) я
бы посоветовал ,,KEF Coda 8“ или
„Сода 9“. И то и другое сейчас можно
купить недорого.
3. Типичный „бюджетный“ кабель.
Что значит „обычная «проволока »“? В
„обычном“ ВПВЛ встречается такая
медь, что иному кабелю и не снилась. И
все же: кабель отличается от „прово-
локи“ одним, но главным. Его специаль-
но сделали для известной цели, а „про-
волоку“— нет. С „проволокой" может
повезти или не повезти — это дело
случая, и понять, что Вам не повезло.
Вы не всегда сможете сразу. А кабели
уже кто-то разрабатывал, испыты-
вал, рекомендовал и пр. Вероятность
„нарваться “
здесь неизмеримо меньше.
4. В усилителях можно многое срав-
нивать. Если „сравнение
организовано
грамотно, Вы получите какой-то ре-
зультат. Например: при работе на ре-
зистор интермодуляция в усилителе А
на 6 дБ ниже, чем в Б. г\ при работе на
АС „Cerwin-Vega
VS-
150“ в усилителе Б
ниже, чем в А. Ну и что? Комплексное
исследование параметров усилителей
может затянуться на годы, не давая
при этом реальной информации о зву-
чании. Исследовать параметры долж-
ны разработчики. Эксперт и покупа-
тель должны слушать.
5. Микросхема
компромисс. Ведь
все собирается на одной подложке из
полупроводника; из-за этого мы полу-
чаем в подарок термодинамические,
электроакустические, электромагнит-
ные и прочие „завязки". Для разных ка-
скадов хорошо бы иметь разные под-
ложки. В микроэлектронике принима-
ются меры, направленные на борьбу
г
традиционными недостатками мик-
росхем,—
но способствуют ли они
улучшению звучания? Сомнительно.
Микросхема
удел дешевой, „бюд-
жетной“ аппаратуры.
6.
На похожий вопрос мы ответили
выше. Добавлю, что супернадежному
компакт-диску конкурентов не на-
шлось. Понимаете, цифровой путь,
хоть его и именуют „ущербным", безу-
держно совершенствуется с ростом
умения „считать“
. А совершенствова-
ние аналоговой записи-воспроизведе-
ния однозначно связано с гораздо более
дорогим и капризным улучшением ме-
ханики. Пошли по коммерческому пути
и с коммерческой точки зрения не
ошиблись.
К. Никитин
По поводу Ваших впечатлений от
звучания
усилителей
„Одиссей
и
„Yamaha“ следует сказать, что суще-
ствует известное явление привыка-
ния, которое и могло сыграть роль при
непродолжительном
прослушивании
второго аппарата. „Одиссей“
годами
приучал Вас к собственному звуковому
„почерку
“,
и потому любая замена мог-
ла оказаться чересчур суровым испы-
танием. Бывает также, что компо-
нент с более ясным звучанием (и с луч-
шей передачей контрастов) выводит
на поверхность все недостатки других
компонентов тракта.
Советы по подбору АС, как и любые
другие, давать всегда трудно, потому
как пи один автор журнала не может
переслушать все модели, имеющиеся
на рынке. Считайте наши рекоменда-
ции только поводом для дальнейших
размышлений, переговоров со знающи-
ми людьми и действий. Кроме того, АС
не обладают „звуком“ сами по себе -
они звучат в комнате, которая вносит
свой вклад, причем не меньший, чем,
скажем, усилитель, к этим АС подклю-
ченный.
С. Таранов
Не многим серьезным журналам по
аудиотехнике удалось создать, если
так можно выразиться, привлекатель-
ную клубную читательскую атмосфе-
ру. Рекомендации ваших экспертов —
специалистов по проблемам аудиотех-
ники притягивают внимание к ваше-
му журналу не только обычных прак-
тикующих аудиофилов, но и „зубров“
в своем деле.
Доверительное обсуждение аудно-
фильских проблем, выходящее за рам-
ки формального освещения техниче-
ских характеристик аппаратуры, поз-
воляет мне обратиться в раздел „Поч-
та" вашего журнала как с вопросом об-
щего
характера,
который,
на
мой
взгляд, будет интересен широкому кру-
гу аудиофилов, так и с вопросом част-
ного характера.
Вопрос 1
состоит в следующем. Не
вызывает сомнения, что аудиоаппара-
тура но своему назначению призвана
обслуживать музыкальные потребно-
сти слушателя на уровне той „культу-
ры" звука, которую сформировал в се-
бе каждый конкретный пользователь.
Отсюда у любителя музыки начина-
А у п и о М а г а з и н 3 /1 9 9 8
предыдущая страница 12 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн следующая страница 14 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст