м у з ы к а
105
(определение V — от против-
ного)
квантовать смысл можно сколь
угодно неожиданно, без оскомины
common sense. Грубо приближая:
композитор-академист не интере-
суется квантованием. Его задача —
послать сообщение, которое мо-
жет быть принято, то есть зареги-
стрировано/одобрено. Отсюда бла-
годарность адресата: за стабиль-
ность языка, за его
словесность.
Поэтому академизм есть не бо-
лее чем установка на прижизнен-
ный успех. Тогда писание чего
угодно — хотя бы нот — независи-
мо от манеры перестает быть ве-
рою, „ожиданием чаемого и уве-
ренностью в невидимом“. Цель пе-
рерождается в средство. Химери-
ческое авангардное сознание край-
не высоко ставит свое искусство:
не
на службу
обществу, а
над
ним.
„Чтобы продвигать вперед свобод-
ное искусство композиции, надо
отдавать ему очень много времени“
(Штокхаузен). Служить внешним целям уже некогда. Пото-
му что vita - brevis, и потому ч то
1
опда ars предполагает:
стремление найти прочную основу, чтобы упорядо-
чить „те же. что и у других“ ноты;
абсолютизацию метода, упоение процессом компози-
ции как необходимое условие творческого здоровья;
обращение к внемузыкальным источникам вдохнове-
ния для непосредственного заимствования тем, форм и
способов развития мысли;
..
Желающему сочи -
пять для „кого-ни-
будь" следовало бы
отказаться от ком-
позиции и заняться
функциональной или
поп-музыкой. Ком-
позиция
нечто со-
вершенно отличное
от фабрикования
успеха. Если для ко-
го-то важно иссле-
дование некоторых
образований, неко-
торых комплексов
посредством звуча -
щихзнаков, незави-
симо от знания то-
го. нуж но это или
нет —
вот тогда
занимаются компо-
зицией.
Дьёрдь Лигети
(р. 1923)
...Слово
„композиторот сртропеге (составлять)
как бы ремесленник. Быть ремесленником музыки
очень достойно. Но это же: не быть ни истинно му-
зыкантом, ни художником.
<...>
Художник есть
тот. кто обладает способностью останавливать
мгновение, кристаллизовать движение длительно-
сти, вырывать его из себя - и поощрить это мгнове-
ние усилием всей своей сущности к словесной, звуко-
вой или пластической материализации.
Джиачинто Шелси (1905-1988)
„исследование“ внемузыкальных закономерностей
при помощи акустических средств;
желание создать нечто безусловное, как явление приро-
ды. и столь же не зависящее от людей — акустический объект;
бескомпромиссность в отношениях с обществом, ко-
торое, конечно, должно „дорасти“ до пророческого косно-
язычия автора (смешно, по авторы часто правы.
..);
и наконец, глубочайшее неверие в „самость“ своего
вида искусства. Стремление превозмочь-оправдать музыку
и порождает ее нынешний высочайший расцвет.
Использованы переводы Владимира Петряевского и фотографии
из книги .
.Lire Пгсат
“,
Париж, 1994 .
К цитатам
Яннис Ксенакис
архитектор но образованию, впервые стал по-
следовательно применять математические методы в композиции.
V
Пьер Булез
Его сочинения опрокидывают все условности профессиональной
европейской традиции, формируют новый стиль, грубый и перво-
бытно свежий.
Пьер Булез
автор рафинированной „чистой музыки", сосредо-
точенный исключительно на проблемах формы. Пропагандист не-
европейских музыкальных традиций. Один из величайших дири-
жеров XX века. Создатель парижского Института исследований и
координации акустнкн/музыки.
М аурисио Кагель
автор острых социально направленных со-
чинений. большей частью принадлежащих жанру т. н. инструмен-
тального театра; мастер едкой и остроумной сатиры. Обнажает ме-
ханизмы восприятия искусства, свойственные „обществу потреб-
ления”.
Хельмут Лахенман
ультраавангардист, разрушитель пред-
ставлений как „массового" слушателя, так и профессионалов о
прекрасном и даже о музыкально допустимом. На обломках этих
представлений создал мир экстремальных тембров и звуковых
событий. Едва ли не самый последовательный в своем отрицании
современной индустрии музыкального потребительства компо-
зитор.
Карлхайнц Ш т окхаузен
-
сериалист, интуитивист, мастер
мелодии п полифонии. Один из столпов электронной композиции
в период ее зарождения. Опусы Штокхаузена часто представляют
собой параллельное течение нескольких автономных акустиче-
ских процессов. С середины 1970-х сосредоточился на создании
оперной
гситалогии „Свет”, каждая
часть которой длится
несколько часов.
Дьёрдь Лигети
пионер микрохроматической гармонии в 1960-е;
в середине 1970-х приходит к кристальному полифоническому
стилю. Классическая ясность мышления и инструментальная вир-
туозность привлекают крупных исполнителей к творчеству Лиге-
ти. несмотря на большую сложность элементов его музыкального
языка.
Джиачинто Ш елси
итальянский аристократ, член партии
Муссолини. Первым из многочисленных адептов додекафонии
отошел от нее (еще в 1930-е годы). Открыл для Европы мир от-
дельно взятого звука, опираясь на свой опыт постижения индий-
ской. тибетской и арабской культур. Прожил всю жизнь непри-
знанным гением и затворником, отказываясь фотографироваться
и почти нс слыша своих революционных опусов в реальном ис-
полнении.
л
Аудио М агазин 3/1998
предыдущая страница 106 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн следующая страница 108 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст