Рис. 6. СЧ-головка „CDM-7“.
Пресловутый кевлар. Как бы мы ни превозносили его достоинства,
любители бумаги все равно останутся при своем мнении
К. К.
Когда я говорю „динамика“, я
имею в виду динамический диапазон.
С верху он ограничен искаж ениям и,
снизу — чем только не ограничен.
..
Конечно, надо понимать, что на си-
нусе всего не измеришь. Важен харак-
тер отклика А С на м ощ ны й несннусо-
пдальный. непериодический, им пульс-
ны й сигнал. С тави ть такие опы ты на
симф оническом оркестре классическо-
го состава тяжело - сама история раз-
вития м узы ки позаботилась о м узы -
кально-слуховой безопасности симф о-
нического оркестра. Тем не менее мы
нашли фрагменты, записанные с дина-
мическими перепадами в десятки деци-
бел („Болеро“ Равеля, „М оре“ Д ебю с-
си, „Ракоцн-м арш " в тран скр и п ц и ях
Ф . Л иста и Г. Берлиоза, „Кармен-сюи-
та“ и др.). М ом ен ты „возникновения“
мощного звука не создают ощ ущ ения
искусственности. Главная претензия —
к недостаточной „собранности“ баса
(марш из Фантастической симф онии и
ее финал). Наверное, здесь нужен дина-
мик покрупнее. (Ж елаю щ их провести
параллели с техникой адресую к статье
М. А. Сергеева об акустических измере-
ниях в этом номере.)
„М икродинам ика“: изменение гром-
кости (уровня сигнала) в фонограмме,
даже очень небольшое, долж но отра-
зиться на звучании А С и зарегистриро-
ваться уш ами. Если этого не происхо-
ди!, надо поискать соверш енно кон-
кретные искажения, меш аю щ ие уш ам
услы ш ать изменение громкости, либо
прочистить последние. Как нам пока-
залось, „ С О М -7 “ воспроизводили все
мнкродинамические изменения.
Ст ереофоническое разреш ение.
М ы
с М . А. когда-нибудь обязательно на-
пиш ем статью о том, что „стереозву-
чание“— это не про сто одном ерная
(вправо — влево), но и двух- или даже
трехмерная стереопанорама. И н ф ор -
мация, которую несут два сигнала, иг-
рающ ие с уш ам и в только им, сигна-
лам, понятную игру, не равняется уд-
военной информации, которую несет
каждый из них но отдельности,— она
неизмеримо больше6, причем с точки
зрения и динамики, и тембров, и о к-
расок, и оттенков — с любой.
О „стереопанораме“, создаваемой
„ С О М - 7 “, отзовем ся скупо. Да, есть
перспектива, панорама, локализация.
Спецтесты (кто-то трясет коробком со
спичками и ходит
вокруг
вас) проходят
„на ура“, по ш ирине зоны возможного
располож ения слуш ателя „ С О М - 7 “
начисто обы гры ваю т „0,-90“. А под -
вернувш иеся нам А С „Сегичп-Уеда
г' Я и м е ю в виду, что это
ушам
уд ается извлечь
неизм ерим о больш е инф орм ации из игры сигналов.
V S -1 5 0 “ хуже „ C D M -7 “ по всем пара-
метрам „стереопанорамы". При воспро-
изведении хорош их записей и „Q -90“,
и „ C D M -7 “ позволяю т отследить изме-
нения л окал и зац и и в вертикальной
плоскости, но дают совершенно разную
картину. Н е знаю, имеет ли это отнош е-
ние к реальности, но здесь „Q -90“ мну
понравились больше.
Л уш а .
Л ю б и м ы й коврик блоха не
испортит.
К . К.
А вот что действительно ока-
залось интересным, так это рост „де-
тальности“, в том числе и заметности
искажений, при воспроизведении за-
писи в режиме „стерео“. М ы восполь-
зовались простейш им циф ровым маг-
нитоф оном и с высококачественного
аналогового носителя сделали записи
с уровнем -5 дБ, -25 дБ, -35 дБ, -45 дБ,
-65 дБ. Красавица „Yamaha“ пыталась
впоследствии „вытянуть“ уровень „под
ноль“. Н а пониж енны х уровнях запи-
си, когда искажения квантования вер-
ш ат свое грязное дело, А С становятся
локализуемыми: их легко найти даже
с закры ты м и глазами, причем гораздо
легче это сделать тогда, когда запись
воспроизводится в режиме „стерео“!
Стереокартинка „привязалась“, „при-
л ипла“ к „Q -90“ и „ C D M -7 “ при уров-
не записи под -45 дБ.
Л уш а.
Н о к „Cerw in-Vega V S -1 5 0 “
она уж е с самого начала пристегнута!
К. К.
О краска „ C D M -7 “ при стерео-
режиме воспроизведения опять-таки
заметнее, иногда даже хочется сказать,
что А С „п оскри пы ваю т“. О б щ и й же
„меломанский“ вердикт стереохаракте-
ристикам „ C D M -7 “— „очень хорош о“.
Если для моих „Q -90“ мне давно при-
ш лось подобрать репертуарчик и слу-
шать не только то, что нравится мне, но
и то, что лю бят они, то „ C D M -7 “ более
всеядны. Я вны е предпочтения: яркая
симф оническая музыка, ф рагменты с
солирую щ им и инструментами, с боль-
ш им и динам ическим и контрастам и.
Вокал и „простая“ по исполнительско-
му составу музыка звучит не столь на-
турально, как, скажем, через акустиче-
ские системы „Coda 7“. Зато самые раз-
личные направления современной му-
зыки, в том числе электронной, препод-
носятся „ C D M -7 “ совершенно блестя-
ще: там, где Н Ч -гол овка „Q -90“, запу-
тавшись в басах, трепещет, как пойман-
ный воробей, „ C D M -7 “ честно отлива-
ю т очередную порцию децибел.
Общий
вы вод. „В
&
W C D M - 7 “—
А С с великолепным потенциалом, по-
степенное раскрытие которого доста-
вит их владельцу огром ную радость.
Н и одно из музыкальных направлений,
и с п ол ьзо ван н ы х при тестировании,
не позволяет предъявить к „ C D M - 7 “
А удио М агази н 2 /1 9 9 8
предыдущая страница 92 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн следующая страница 94 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст