и с п ы т а т е л ь н ы й с т е н д
8 7
О чень интересны сим ф онические
миниатюры: удивляешься, как же уда-
лось ком позитору сказать
все
в столь
сжатой, лаконичной форме. В ел и ко-
лепны сим ф оническое скерцо П о л я
Д ю ка „Ученик чародея“, веберовское
„Приглашение к танцу", „Вальс-ф анта-
зия“ М . И. Глинки, „Славянские ган-
цы “ Дворж ака - и многое, многое дру-
гое, чему еще предстоит улож иться в
вашей музыкальной памяти.
О днако путь м узы кального позна-
ния не так уж безоблачен: в какой-то
момент М оцар т и Вивальди, несказан-
но привлекательны е еще год назад,
начинают казаться назойливыми, а не-
которые до боли знакомые произведе-
ния перестают слуш аться с неослабе-
вающим вниманием.
Луш а.
Вы делаете разворот на 180'
и нарываетесь на Л. Брукнера или, еще
хуже, на какой-нибудь Второй скри-
пичны й концерт Д. Д. Ш остаковича.
Вы — в филармонию, а там М алер (бо-
лее чем часовая симф ония плю с „Пе-
сни об умерш их детях“).
К. К.
Эй, собачка, ты мне всего чита-
теля распугаешь! Брукнер гениален, и
к нему мож но привыкнуть, а вот ука-
занное сочинение Ш остаковича мож -
но слуш ать только после политинф ор-
мации.
.. Тут как раз не надо ф орсиро-
вать, всему свое время. Обновите свою
фонотеку, послуш айте лю бим ые про-
изведения в другом исполнении, по-
ищ ите старые записи. Возможно, слух
ваш сум еет о ч и сти ть IX си м ф он и ю
Бетховена (В. Ф уртвенглер) от более
чем полувековой пыли, покаш ливаний
давно у ш е д ш и х слуш ателей в зале,
„заж атой“ д и нам и ки и выделить то,
что навсегда сделало Ф уртвенглера
лучш им из великих. А ведь есть еще
и А. Тосканини, Б. Вальтер, Л. Б ерн-
стайн, Л. Стоковский, С. Кусевицкий,
Г. Караян, Е. М равинскнй, I I. Голова-
нов, С. Самосуд, О. Димитриади, О. Че-
киджян! М но ги е из этих дириж еров
бы ли пр и зн ан ы вы д аю щ и м и ся уж е
при жизни; кого-то мож но еще услы -
шать и в живом исполнении.
А там Вивальди с М оцартом опять
покажутся нескучными, а повезет
и
М алер с Брукнером займ ут место в ва-
шей коллекции1.
• • •
К. К.
Вернемся все же к вопросу, с
которого начали сегодняш ний разго-
вор: почему именно музыкальная клас-
сика стала основны м поставщ и ком
„эталонных звучаний“, столь необходи-
мых для оценки звучания аппаратуры?
Луш а.
И как быть тем, кто класси-
ку, скажем так, недолюбливает или еще *
* Есл и вам удастся просидеть полтора часа кряду,
слуш ая, например. С ед ьм ую сим ф он ию Малера.
не поним ает? Н уж н о ли постигать ее
только для того, чтобы научиться те-
стировать аппаратуру?
К. К .
С луш атель, он же читатель,
тестирует аппаратуру один раз — при
покупке, да и то не всегда. Н авязы вать
пайку симф онического ликбеза тому,
кто раз в два года покупает аппарат или
раз в два месяца читает о тестировании
аппаратуры в „ А М “. бы ло бы нелепо.
Слуш атель на то и слушатель, чтобы
слуш ать - то, что
ему
нравится, и через
тракт, который
ему
нравится. М ы долж -
ны помогать лиш ь тем, кто не знает еще,
что ему нравится. П оэтом у „Я русский
бы выучил только за то.
..“ временно от-
меняется.
О бладание аудиоаппаратурой спо-
собно изменить ж изнь человека. 11орой
именно покупка определенного (я не
скажу — удачного) аппарата оказыва-
ется клю чиком к той самой заветной
двери, которая десятилетиями скрыва-
ла от слушателя ни с чем не сравнимые
удовольствия. Замена „S 90“ на „ K E F “
или „Т аппоу“ м ож ет привести через
год-два к полной смене фонотеки!
Итак,
первое
и, пожалуй, самое про-
стое соображение: характер звучания
сим ф онического оркестра. Конечно,
оркестр М оцарта и Берлиоза, оркестр
Кусевицкого и Стоковского звучат по-
разному. 11о веками складываю щ ийся
традиционны й состав, известная кон-
сервативность в развитии инструмен-
тов делаю т сим ф онический оркестр
своеобразны м и сточ н и ком „эталон-
ны х“ звучаний. Постичь их характер да-
но не всем, но придумывать иные уже
поздно. Я зы к симфонического оркест-
ра не то чтобы наиболее прост или наи-
более полон: остальные музыкальные
языки оказываются частными, прием-
лемыми для решения отдельных задач.
Второе.
Сим ф оническая м узы ка -
это не только хорош о настроенный ин-
струм ент для извлечения знаком ы х
звучаний, это еще и источник эм оцио-
нального отклика определенного типа.
В прошедшее столетие модные и „со-
временные“ м узы кальны е направле-
ния сменяли друг друга, как в калей-
доскопе, все и не упом ниш ь. А Бетхо-
вена мы слуш аем сейчас почти так же,
как это делали слуш атели век назад: и
исполнение, и восприятие классики по-
чти неизменно.
Третье.
Задум ы вались ли вы, сколь-
ко из написанн ого за последние лет
двадцать войдет в историю и через сто-
летие будет восприниматься как все-
общее культурное достояние? К то зна-
ет, какая участь ждет Ж .-М . Ж арра,
А.
Ш нитке, „Prodigy“ и „Dead Can D an -
ce“? А взяв, к примеру, временной и н -
тервал 1778-1798 или 1878-1898. мы
четко можем сказать, что выдержало
напор временного пресса, а что отсея-
лось, как сорная примесь. Время сдела-
ло часть работы за нас, сохранив жизнь
лиш ь немногим творениям.
Чет верт ое.
С озд ал о ли человече-
ство еще что-нибудь столь же сложное
в своей непостиж им ой простоте, как
сим ф онический оркестр? М ал о т о г о '
что каждый инструмент, пройдя мно-
говековой путь, достиг соверш енной
формы, так еще и их совокупность в ре-
зультате своего развития стала гармо-
ничны м единством. Человек создавал
симф онический оркестр „под себя“, так
же как и своего лучш его друга, собаку.
Лукерья, опять диктуеш ь?
Сим ф онический оркестр, на созда-
ние которого уш л о столь долгое вре-
мя, неизбежно несет на себе и отблеск
нечеловеческого ума, еще не познан-
ны х нами сил. И им енно это создание,
точнее, его звучание оказалось наибо-
лее уязвим ы м в эпоху научно-техни-
ческой революции. Какое-нибудь не-
уд ач н о вы п ол нен ное дельта-сигм а-
преобразование, никак не сказы ваю -
щееся, например, на „Deep Forest", лег-
ко превратит звучание оркестра в сур-
рогат. Оркестр, эта возведенная в сте-
пень натуральность и естественность
звучаний, наиболее подвержен разру-
ш ающ ему воздействию тех искажений,
влияние которых на человеческие ощ у-
щ ения еще предстоит изучить.
Доводов в пользу классической м у-
зыки как материала для тестирования
аудиоаппаратуры мож но было бы при-
вести еще много. М о й вывод прост: гот,
кто использует для этого симф ониче-
скую классику, идет но одному из наи-
более эф ф ективных путей. Единствен-
ном у? Едва ли. Ищ ите, кто может.
Читателя, добравшегося до этой стра-
ницы, наградим маленьким тестирова-
нием.
Л уш а.
Я знаю, читатель это любит.
К том у же, написав столько о том, что
и как надо слушать, было бы просто не-
этично не привести пример.
К. К.
Э то мы с тобой, лохматая, долж -
ны тестировать. А читатель, он же по-
купатель, должен слуш ать музыку. Ведь
сказано: читатель тестирует аппарату-
ру только раз — когда покупает. Если
он тестирует что-то, а затем не покупа-
ет, и так несколько раз подряд.
..
Л уш а.
Э то уж е не читатель. Э то пи -
сатель.
• • •
К. К.
А мы с тобой сейчас обезвре-
дим д вух зайцев: подробно опиш ем,
как тестируем мы, и постараемся при
этом выражаться по-русски, не расш и-
ряя лексикон; заодно и читатель уви -
дит, на что надо обращ ать внимание.
Л уш а.
Трудно выраж аться по-рус-
ски, не расш иряя лексикон.
..
А удио М агази н 2/1 9 9 8
предыдущая страница 89 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн следующая страница 91 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст