и с п ы т а т е л ь н ы й с те н я
85
Купил 0,2% интермодуляции
получи
по заслугам потерю „прозрачности“ в
звучании струнной группы.
Луша.
Гак это же „индивид“. Много
ли таких? А оставшиеся скажут: „Ну и
ладно, что
0
,
2
%. а как это па звучании
отразится?“
К. К.
Дело в том, что попытка отве-
тить на этот вопрос с необходимостью
приведет к появлению индивидуали-
зированных. субъективных оценок.
Луша.
Ну п что? Я к ним так же при-
выкла, как к „советам ведущих собако-
водов". Неужели нужно отвергать об-
разность языка и поэзию музыкальных
событий?
К. К.
Зачем же отвергать! Если в под-
ходе эксперта есть здравый смысл, язы-
ковой барьер рано или поздно будет
преодолен. Постепенно создастся круг
приверженцев, понимающих язык экс-
перта, и, если эксперт искренен, этот
круг будет расширяться.
Луша.
По-моему, важно, чтобы мы
пытались удовлетворить как можно
больше желающих почитать про аппа-
ратуру или ее звучание. Здесь всем ме-
ста хватит! Если кто-то занял будку п
ест из миски, надо завести свою будку
и свою миску.
.. Ох ты, опять перешла па
конкретности.
В общем, хотела я сказать, все идет
своим чередом.
• • •
Луша.
Л что делать слушателю, ко-
'торый незнаком с классической музы-
кой? Неужели он никак не сможет оце-
нить звучание аппарата? Или мы то-
гда и предложим ему результаты ре-
дакционных тестов?
К. К.
Во-первых, я не говорил, что для
тестирования пригодна только класси-
ка. Во-вторых, классика пригодна не
только для тестирования, и для меня в
равной мере приятно, когда читатель
с прочитанным „АМ“ подмышкой идет
в аудиосалон на Литейном или в Боль-
шой зал филармонии. Знакомство с
классической музыкой полезно со всех
точек зрения: даже современные на-
правления начинают после этого вос-
приниматься более осознанно, а порой
п с большим интересом.
К
01
ючно, систематическое музы кал ь-
ное образование позволяет по-иному
смотреть на музыкальные и даже музы-
кально-ауднофильные вопросы. Но об-
разование —
это иногда двигатель, а
иногда тормоз. Ты когда-нибудь виде-
ла в глазах профессора-радиотехника
ради ол
1061
п ел ьские искорки ?
Луша.
Ну, разве что когда электро-
литическую емкость разнесет.
К. К.
А что же нужно, чтобы искор-
ки появились у маститого музыковеда?
Которому в музыке и так все ясно?
Луша.
Вот ты, К. К.,
мастифый
ра-
диотехник, профессор, тебе в радио-
технике все ясно?
К. К. (помолчав).
Видишь ли, Луша.
..
Луша.
Вот-вот. Так что нс стесняй-
ся и расскажи мне, как лучше начинать
знакомиться с классикой. А то н мне
ведь потестнровать хочется.
К. К.
Как лучше - это скажут наши
музыковеды, зря они, что ли, консер-
ватории кончают. А вот как бывает, мо-
гу рассказать я.
Для многих знакомство с классиче-
ской, симфонической музыкой на-
чинается случайно. Между делом при-
обретенная лента, пластинка, компакт-
диск, месяц или год пролежавшие на
полке, попадают в аппарат.
.. и для вас,
не сразу конечно, открывается дверь в
мир совсем иных интересов и ощуще-
ний. В моем случае это была запись
Первого скрипичного концерта Н. Па-
ганини в исполнении В. Третьякова, и
случилось это в каком-то шестьдесят
лохматом году. А когда возникает ин-
терес —
появляются другие пластин-
ки, советчики, выясняется, что в Пи-
тере есть два зала Филармонии, Капел-
ла и еще с десяток мест, где классиче-
ская музыка нс редкость.
Луша.
Ну, а что бы ты посоветовал
послушать читателю, не избалованно-
му симфонической музыкой?
К. К.
После заигранного мною до
дыр Паганини последовали В.-А. Мо-
царт (40-я симфония, „Маленькая
ночная серенада“, увертюры к операм),
Ф. Шопен (1-й фортепианный кон-
церт, но моему мнению мелодически
наиболее насыщенный), III и Vсим-
фонии Л. Бетховена, его 1,3 и 5-й фор-
тепианные концерты, все скрипичные
концерты Н. Паганини, особенно пер-
вые три2, 2,
6
, 12 п 15-я рапсодии
Ф. Листа’. Мне было легко слушать IV,
V и даже VI симфонии II. И. Чайков-
ского. а вотс его фортепианными кон-
цертами я нс торопился, отдавая вре-
мя Э. Григу и С. В. Рахманинову (2-й
фортепианный концерт).
Уникальны но своей красоте увертю-
ры Л. Бетховена („Кориолаи“, „Эг-
монт“, „Леонора № 3“, „Фиделио“),
фантазии И.
11
. Чайковского(„Франче-
2
Вопрос « том, сколько скрипичных концертик
создал великий Паганини, для многих остается от-
крытым. Не подлежит сомнению одно: маэстро
лично оркестровал четыре концерта и исполнял
их
довольно регулярно. Рукописи Паганини, весьма
своеобразно оцененного при жизни, расползлись по
частным собраниям, что способствовало их скорей-
шей утрате. Сын мастера Дкилло лишь после смер-
ти отца, в середине сороковых годов прошлого ве-
ка. обратился в консерваторию Пармы с просьбой
восстановить утраченное. В результате появились
сделанные Франдзони и Даччн, преподавателями
консерватории, клавиры мн-бемоль-мажориого и
сн-минорного концертов (соответственно Первый
ска да Римини“. „Ромео и Джульетта“),
увертюры Дж. Верди, Дж. Пуччини.
Удивительное, обогнавшее время на-
следие оставил К.-М. Вебер. Его увер-
тюры „Оборон", „Эврианта“, „Волшеб-
ный стрелок“ мы слушаем с затаенным
дыханием, и мелодии их. простые, свет-
лые. легко запоминающиеся, еще дол-»
го звучат в нашем воображении.
Постепенно начинаешь понимать,
что богатства симфонической музыки
неисчислимы. От Бетховена и Баха
(фортепианные и скрипичные концер-
ты в первую очередь) многие переходят
к романтикам. В их коллекции появля-
ются Р. Вагнер, Р. Штраус, Г. Берлиоз.
Колоссальное Впечатление остается
от „Гарольда в Италии“ Г. Берлиоза -
грандиозной симфонии для солирую-
щего альта с оркестром,- от его дра-
матической легенды „Осуждение Фау-
ста“, Фантастической симфонии и дру-
гих произведений. Р. Штраус („Так го-
ворил Заратустра“, „Кавалер Роз“,
„Дон Жуан“, „Жизнь Героя" и др.)
вплотную подводит вас к осознанию
необходимости изучения „программ-
ной" музыки; увертюры, а затем и опе-
ры Р. Вагнера утвердят вас в мысли о
неисчерпаемости классического насле-
дия. Постепенно „обнаруживаются"
шедевры И. Брамса (III и IVсимфо-
нии. затем скрипичный и фортепиан-
ный концерты, „Венгерские танцы“,
Вариации на тему Гайдна и др.), Ф. Мен-
дельсона-Бартольди (Итальянская и
Шотландская симфонии, Скрипич-
ный концерт, миниатюры), Антонина
Дворжака (к примеру, знаменитая
IX симфония „Из Нового Света"),
появяляется вкус к „тематическим“
прослушиваниям, беседам па музы-
кальные темы.
(опусб) и Второй (опус 7) концерты), говорят весьма
посредственные. По этим клавирам, изданным в на-
чале 18з0-.\ Шенебергом в Париже, были воссозда-
ны партитуры, причем Первый концерт, вопреки ав-
торскому замыслу, перекочевал в ре мажор.
Спустя сто лет при странных обстоятельствах об-
наружился Четвертый концерт (ре минор), а затем
и Третий (ми мажор). Что касается иногда испол-
няемого Пятого концерта, то его оркестровая пар-
тия никакого отношения к Паганини не имеет.
Последняя находка окончательно разрушила ну-
мерацию: Шестой мн-мннорнмй концерт по эк-
спертной датировке рукописей никак не может быть
шестым хронологически, гак как относится к ран-
нему творчеству Паганини,
но ведь первые три
места уже заняты,
кок будто так и бш о ещг при лпи-
комт>:шпюрп\
О еще двух концертах, якобы на-
писанных Паганини, мне не попадалось сведений,
заслуживающих ими,мания.
Я не случайно сделал столь обширное примечание.
I кследовпине творческого пути композиторов
за-
мятие не менее увлекательное, чем прослушивание,
исполнение или изучение их произведений. Чье-то
творчество всегда было как на ладони, а чье-то еще
П
|Н‘ломит изучить. Возможность открытия в XXI ве-
ке нового Вивальди не исключается.
1
Мы перечисляем
и это важно
не „лучшие",
а наиболее легко воспринимаемые начинающим ме-
ломаном произведения.
Аудио Магазин 2/1998
предыдущая страница 87 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн следующая страница 89 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст