интервью
45
Вы печатали мою статью „Дорога в
аудноад". Помните сравнение по кон-
трасту?
Из этого метода вытекает, что лучшей
будет та аудиосистема, которая лучше
всего справится с самыми плохими за-
писями.
11
менно так, с самыми плохи-
ми, а нес самыми хорошими! Объясне-
ние простое. Чем меньше информации
получает система в свое распоряжение,
тем тяжелее ей расплести все нити. Это
задача гораздо более трудная, чем дать
хорошее звучание при воспроизведе-
нии хорошей, почти идеальной записи.
В последнем случае куда меньше пищи
для размышлений, правда ведь?
Возьмем запись фортепианной игры
Эдварда Грига, сделанную еще на фо-
нографе Эдисона. Шум, грязь, но мы
слушаем игру Грига. I I если система
дает нам представление о том,
как
он
играет,— это здорово. Возьмем Алту-
иьо или Малада, других пианистов,
умерших еще до первой мировой вой-
ны: вы садитесь и слышите качество
исполнения (пусть при плохом качест-
ве звука). Вот что важно.
Удивительная вещь ауди отех и и ка.
Это единственный данный нам способ
путешествия во времени. Мы можем
сейчас сесть и послушать игру челове-
ка. умершего восемьдесят лет назад,—
невероятно, только задумайтесь! Это
не похоже на письменную культуру.
Мы имеем дело с документами
време-
■ни,
с маленьким фрагментом 1903 го-
да, когда кто-то такой документ создал.
11
мы можем взять этот фрагмент и пе-
ренести его в настоящее. Поставить на
проигрыватель и послушать. Удиви-
тельный дар человечеству.
..
А мы в основном проявляем дремучее
невежество, не понимая, насколько уди-
вительно это событие. Пусть качество
звука плохое, но можно услышать игру
исполнителя!
„АМ“.
И дру гих способов это сде-
лать нет.
П. К.
Правильно.
„АМ“.
В ы, кстати, не собираетесь
поработать над проигрывателем для
пластинок на 78 об/мин?
П. К.
11ока пет. Чем больше я делаю,
тем больше вижу вещей, которыми ин-
тересно заняться. Может быть, в буду-
щем.
.. В сутках-то всего 24 часа.
Сейчас я пишу статью о чувстви-
тельности акустических систем. Хочу
сформулировать, каково влияние это-
го параметра, с другой точки зрения.
Вот пишут: уровень чувствительности
82 дБ/Вт/м. Пли 95 дБ/Вт/м. Я сде-
лал описание этого параметра; ко-
нечно, другие фирмы применять его не
станут, однако меня это привлекает как
работа для ума.
Пусть мы имеем звук, скажем, тако-
го вида
(рисует).
Ухо чувствительно к
тому моменту, когда звук возникает,
когда он достигает максимума и когда
исчезает. Ухо нечувствительно к абсо-
лютной громкости звука. Для уха аб-
солютный уровень громкости ничего
не значит. Сделайте звук громким, и
чувствительность уха автоматически
понизится. Уху важно знать разницу
между самым тихим и самым громким
звуком: так оно воспринимает дина-
мический диапазон.
Какова разница между этими двумя
АС но динамическому диапазону (бу-
дем считать, что у них одинаковая АЧХ
и не слишком сложное для усилителя
сопротивление)? У них разная инер-
ция. Предположим, что есть некая ма-
ксимально возможная чувствитель-
ность —
120дБ/Вт/м (для примера).
Это 100%. АС со стопроцентной чув-
ствительностью начнет воспроизво-
дить звук, когда он возникнет, и „за-
молчит", когда звук прекратится. Эго,
конечно, идеальная ситуация, в жизни
так не бывает: мы что-то теряем. Сле-
довательно, описывать первую АС на-
до не как АС с чувствительностью
82 дБ, а как АС с потерями 38 дБ! А
вторую —
с потерями 25 дБ. 1 lac инте-
ресует не чувствительность, а то. в ка-
кой момент АС начинает работать.
Сигнал должен дорасти до такого
уровня, чтобы подвижная система
начала двигаться. Вот критическая
точка, точка перехода от тишины к зву-
ку. У второй АС переход от тишины к
звуку начинается раньше.
„АМ“.
Вы говорите о пороге сраба-
тывания.
П. К.
Именно. Таким образом, важ-
но знать то, как звук начинается, а не
то, каким громким он может быть.
Возьмите спектр искажений усили-
теля
(рисует).
Уровни сигнала 0.1 дБ,
1
дБ, 10 дБ, 100 дБ. Ось ординат —
ча-
стота. На третьей ont отложим вели-
чину искажений. Мы видим, что с
уменьшением величины сигнала иска-
жения тоже уменьшаются. Но когда
сигнал начинается с более низкого
уровня, искажения при
возникновении
сигнала как раз и будут вашим усили-
телем усилены! Что там происходит с
искажениями на больших уровнях, со-
вершенно неважно, потому что, если
на низких уровнях у вас 30% искаже-
ний, а на высоких
0
,
1
%, усиливать вы
будете сигнал с 30% искажений! Они
присутствуют в момент возникнове-
ния сигнала.
11
по мере возрастания ве-
личины сигнала эти искажения про-
должают его сопровождать. Вы пони-
маете? Не важно, каковы будут иска-
жения сигнала в усилителе, когда он
достигнет уровня 100 дБ, если сигнал
уже так искажен, что прибавка искаже-
ний величиной
0
,
01
% не играет роли.
Транзисторы обладают крайне нели-
нейной зависимостью спектра искаже-
ний от амплитуды сигнала1. Чем мень-
ше амплитуда сигнала, тем меньше
мощность - то есть вместо уровня в дсч
цибелах я могу' отложить на оси мощ-
ность 0,1 Вт, 1 Вт, 10 Вт, 100 Вт п т.д.
Что же происходит? Я приведу свои
соображения. Возможно, вы скажете,
что я не способен сдела ть интеллекту-
альный анализ, так как я. к примеру,
идиот и т. д. Но вы всегда сможете вы-
слушать мои доводы и сами решить,
правя или нет. Не исключено, что я вы-
скажу кое-какие общие идеи, которые
не так уж и глупы.
Причина господства низкочувстви-
тельных АС заключается именно в том,
что современные транзисторные уси-
лители дают большие искажения на
низких уровнях сигнала, а с иизкочув-
СТВИТСЛЫ1ЫМИ
АС это не проявляется!
Они не могут такие искажения воспро-
извести. так как на этих уровнях они
еще не начали работа ть.
Низкочувствнтельная АС начинает
звучать, когда усилитель уже развил
достаточную мощность. Именно по-
этому делают мощные усилители.
Искажения у мощного усилителя на
низких уровнях сигнала ужасающе ве-
лики. Если к такому усилителю под-
ключить чувствительные АС, немед-
ленно услышишь гадость! И конечно,
производитель мощного усилителя
скажет: мой усилитель близок к со-
вершенству, искажений при большой
мощности почти нет - вот картинка на
осциллографе,—
значит, виноваты аку-
стические системы. Логичный вывод?
На низких уровнях, скажем до 3 Вт,
мощный транзисторный усилитель
чувствует себя плохо. На этих уровнях
мы слышим нелинейность схемы, свой-
ственную ей по природе. Отрицатель-
ная обратная связь не работает.на низ-
ких уровнях, она работает только на
высоких уровнях! Обратная связь ам-
плитудно-зависима. Поэтому и про-
дукты искажений усилителя ампли-
тудно-зависимы и. соответственно, за-
висят от выходной мощности.
С Питером Квортруном беседовал
Сергей Таранов
Окончание следует
1
Вообще говоря.
ЭТО уТВ1,рЖД1,1ШОСП|)Н|Н.*,1.11ии) ТОЛЬ-
КО
для каскадов, раГюгающих в
классе
В
Ры
Аудио Магазин 2/1998
предыдущая страница 47 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн следующая страница 49 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст