п о ч т а
і з
PM-66SE“. Справедливости ради от-
мечу. что в целях экономии я использо-
вал массу деталей из „Электроники“ не-
высокого качества, в первую очередь
конденсаторы фильтра питания и мощ-
ные транзисторы, так что. полагаю, этот
усилитель может звучать лучше. Одна-
ко не стану никому рекомендовать тра-
тить силы и время на постройку такого
усилителя; если кто-то непременно же-
лает собрать самостоятельно транзи-
сторный усилитель, ему лучше обра-
титься к циклу статей М. Корзннина в
„Радио“ за 1995-1996 гг. Там имеются
схемы однотактных и двухтактных уси-
лителей на полевых и биполярных
транзисторах без общей отрицательной
обратной связи.
М. Коптяев, г. Северодвинск
►►
Я вовсе не являюсь заклятым врагом
компакт-дисков и уж тем более не гне-
ваюсь на них; это, скорее, красивое и
сложное чувство под названием граж-
данская скорбь о всеобщем падении
нравов и музыкальной культуры. Я
давным-давно не играю в войну —
не
тот возраст; просто другой раз трудно
высказаться без твердой определенно-
сти. К примеру, в свое время „Philips“
и „Sony“, чтобы смешать грампластин-
ку с грязью, не постеснялись изолгать-
ся до неприличия. Сейчас пришла по-
‘ра защищать винил —
ну и увлечешь-
ся, бывает; зато хотя бы не врем! .
..На
то. кому что слушать, —
я, извините, не
партия, указывать не могу. Я бы лишь
посоветовал слушать не носители, а
музыку. Па том, что есть. [.
..]
Другое дело, что мы свободы выбо-
ра лишены —
„Мелодия“ производст-
во грампластинок свернула (и как раз
к моменту, когда весь мир начал его
вновь разворачивать), и в нашей стра-
не это выглядит, как и многое другое,
особенно уродливо. Не в одном каче-
стве дело: в державе остались миллио-
ны держателей „вертушек“, у которых
просто нет денег, чтобы перейти на
компакт-диски; им оставили лишь по-
лупридушенный „Орфей“ (в несколь-
ких городах) да нечаянные концерты
раз-другой в год (или никогда), а из му-
зыки „по заказу“—
только дрянные, да
к тому же и редкие, компакт-кассеты.
(В музыкально богатой Москве, к при-
меру, кассеты с записями классики, не-
смотря на омерзительное качество, бу-
квально сметают с прилавков —
это
что, нормально?!!) Так что да здрав-
ствует компакт-диск! Торжественно
клянусь: верю, что за цифровой запи-
сью будущее! (Правда, это светлое бу-
дущее почему-то никак не наступает.)
Просто, пока призрак всеобщей оциф-
ровки бродит по Европе, скучновато
сидеть на I /6 планеты вообще без му-
зыки. Революцию, что ли, сделать? Мо-
жет, начать самому писать пластинки
„на костях"?.
.
Второй же объект моей гражданской
скорби —
качество самих CD, или за-
писей на них. Не дерзну осуждать всю
эту оцифровку-расцифровку: ваши
эксперты и без меня в каждом номере
ядовито проходятся на ее счет; главное,
видимо, не только и не столько сам
принцип, а люди, которые им пользу-
ются. Это хорошо иллюстрируется да-
же на LP. Одни из ваших экспертов
как-то заметил, что технология „ТеІ-
dec“ убивает вовлеченность,—
видимо,
не заметив, что внедрение DMM со-
впало с оцифровкой студийных фоно-
грамм ( гак же как внедрение CD сов-
пало с упадком звукорежиссуры), а та-
кая оцифровка дает неоднозначные ре-
зультаты. С одной стороны, в моей фо-
нотеке есть прекрасные LPc оркестро-
выми записями в профессиональной
цифровой версии 20/48, и особенно
хороши [записи], выполненные вели-
колсіі и мм и звукорежііссерам
11
„ Мело-
дшГ, сюда же относятся практически
все цифровые записи органа („Eterna“,
„Hungaroton“, „Ricercar“. „Erato“, „Cla-
ves“, „Hyperion“, „Etcetera“ et cetera;
„Мелодия“, за отдельными исключе-
ниями. вроде питерского звукорежис-
сера Г. Цеса, писала орган неважно). С
другой стороны, слишком много запи-
сей заиифрованы досуха, до звона в
ушах —
все преимущества компакт-
диска на виниле! Особенно отличи-
лась в этом „Этерна" на закате жизни
своей, хотя ее мастера использовали
точно ту же аппаратуру, что и Пахтер
или Шахназарян. [.
..)
Конгениальность звукорежиссера
записываемой музыке —
вот та пробле-
ма, вокруг которой и будут в обозри-
мом будущем вертеться подлинные во-
просы звукопередачи. К сожалению,
эту проблему не рассматривают даже
„Studio Sound“, „Шоу-мастер" и „Audio
Media" (по их мнению, видимо, и так
все очень хорошо), да и „Аудио Мага-
зин“ в своих аннотациях записей, слу-
чается, по доброй традиции забывает
упомянуть основного автора записи.
Или, по крайней мере, одного из трех
равноправных авторов; как нс раз при-
ходилось убеждаться, именно звуко-
режиссер может сделать конфетку, то
есть гения, почти из любого сырья и,
увы, наоборот. Не верится? Дам совет
начинающим коллекционерам (для
CD особенно актуальный): попро-
буйте собирать не композиторов или
исполнителей, а звукорежиссеров.
Встретите, например, запись Севери-
на Пазухина —
непременно возьмите:
ручаюсь, музыка и исполнение будут
теми самыми, которых вам как раз и не
хватало. Хотя вы об этом и не подоз-
ревали. Будет вам и тяга, как у грам-
мофона или паровоза, и вовлеченность
не хуже, чем в комсомол. Разумеется’
,
аппаратура должна как минимум раз-
личать манеры, скажем, Кожуховой и
Урбанских, а не только Мравинского
и Бёма. Записи „Мелодии" вообще
очень стабильны и значительно выше
среднего уровня (не удивляйтесь!), но
мы стоим под крышей обваливающе-
гося здания: еще совсем недавно, ко-
гда мы только мечтали о слове „ры-
нок", а звукорежиссеры работали за
свою скромную зарплату, им, видимо,
ничего иного, кроме творческих задач,
и не оставалось. Тем более в стране со
столь уникальной композиторской и
исполнительской культурой. Ныне же
звукозапись Большой музыки уходит
к третьеразрядным заморским фирмам
(они могут платить исполнителям и
„раскручивать“ диски), а лучшие в ми-
ре (я не шучу!) звукорежиссеры оста-
лись висеть в воздухе.
Вы еще не верите? Тогда сравните за-
писи одного и того же оркестра, сде-
ланные разными звукорежиссерами.
Создается впечатление, что Рождест-
венский в записях Брукнера, Федосе-
ев —
Свиридова или Жюрайтис —
Гла-
зунова превзошли самих себя. При-
чина этого впечатления —
работа
С. Пазухина. Может быть, я не прав п
активное вмешательство звукорежис-
сера в музыкальную ткань —
что-то
вроде „лишнего пути сигнала“? Уве-
ряю вас, что „пассивный“ путь —
куда
хуже, чему мы постоянно являемся
свидетелями (об этом, среди прочего,
упоминает знаменитый звукорежиссер
И. Вепрпнцев в газете „Культура“ от
7 августа 1997 г., с. 7). Леньи скука зву-
корежиссера каким-то образом переда-
ются слушателю, и только „в активном
варианте" создается впечатление пол-
ного отсутствия звукорежиссуры. [.
..)
Отличительная черта старой „Мело-
дии“—
оборудование „каменного века“,
по выражению Валерия Полянского.
Как сообщил мне И. Вепрпнцев, ис-
полнения заказов на новые блоки жда-
ли по 15 лет! Но зато тогда никому не
могло прийти в голову сделать запись
кое-как, чтобы потом пропускать ее
через всякие психоакустические преоб-
разователи. шумомузоподавители и
прочие улучшайзеры. Не было таких, и
запись могла быть только честной. [.
..]
И в заключение IТемного буквоедст-
ва. Латиница —
штука очень коварная,
и не все, что написано „не по-нашему",
А у я я о
М а г а зи н 2 /1 9 9 8
предыдущая страница 15 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн следующая страница 17 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст