у него после того, как принадлежащая
ему фирма „Industrial Light & Magic“
приняла участие в изготовлении спец-
эффектов к блокбастерам „Бездна“ и
„Терминатор 2. Судный День“. Как че-
ловек, прямо причастный к созданию
этих лент, Лукас был приглашен на
премьеры обоих фильмов, которые,
естественно, проходили в зале, полно-
стью удовлетворявшем требованиям
ТНХ. К записи фонограмм его компа-
ния не имела ни малейшего отноше-
ния. Как и следовало ожидать, звук в
обоих случаях не соответствовал про-
исходящему на экране и был, вообще
говоря, неважным. Да и лиловых лиц
было хоть отбавляй. Посмотрев изда-
ния обоих фильмов на аналоговых ви-
деодисках (LD, или „LaserVision“), дя-
дя Лукас убедился в том, что они мало
отличаются от фильмокопий для про-
ката. Лукас собрал персонал тон-сту-
дии и компьютерщиков из „Magic“ на
совещание, п они пришли к выводу, что
дефекты звука и цвета обеих картин
можно исправить студийными метода-
ми в процессе подготовки фильмов к
изданию на лисках и видеокассетах. Во
время просмотра очередной копии
„Звездных войн“ также выяснилось,
что, при отличном звуке. Дарт Вейдер
оказался темно-лиловым, и это опре-
делило для Лукаса необходимость уст-
ранения дефектов и в его собственном
шедевре. Производителем дисков с
фильмами „Терминатор“, „Бездна“ и мно-
гих других является компания „Light-
storm Entertainment“; к ее руководству
Лукас и обратился с предложением
подготовить переиздание фильмов
„Бездна", „Терминатор 2“ и некоторых
других с исправленными аудио- и ви-
деодефектами. Предложение было на-
столько убедительным, что руковод-
ство „Lightstorm“ немедля его приня-
ло. К программе подключились два
других крупных производителя ди-
сков и видеокассет —
„Image Enter-
tainment“ и „Pioneer LDCA“.—
послед-
ний к тому же обладает собственными
возможностями для исправления де-
фектов фильмов. Было решено, что
фильмы, в целом отвечающие по зву-
ку и изображению требованиям TIIX,
могут выпускаться на дисках в перво-
зданном виде либо с незначительной
коррекцией. Решили также откоррек-
тировать несколько наиболее популяр-
ных фильмов, в изначальном вариан-
те требованиям ТНХ не соответство-
вавших. В процессе производства уже
самих дисков к основному сигналу до-
бавили испытательный тестовый сиг-
нал для контроля качества на всех уча-
стках технологической цепи. Этот сиг-
нал, естественно, имеется и в готовых
1 0 7
дисках, так что пользовател ь может от-
регулировать цветовой и световой ба-
ланс своего монитора по испытатель-
ной таблице „от Лукаса“.
Итак, в 1993 году появились первые
диски, выпущенные по программе
„ТНХ LaserDisc“, в числе которых бы-
ли, разумеется, „Бездна" и оба „Терми-
натора“, с пометками „Special Edition“.
Теперь эти издания популярных филь-
мов многие считают эталоном качест-
ва в мире домашнего кино. Был также
выпущен сборник „Star Wars Trilogy:
The Definitive Collection", где костюм
Дарта Бейдера стал, как и положено,
черным. Реставрация „Звездных войн“
навела Лукаса на мысльо переиздании
фильма в обновленном варианте - с
новыми сценами и персонажами. Но
об этом —
ч уть позже.
Начало программы „ТНХ LaserDisc“
совпало по времени с переходом кино-
индустрии на новые форматів уже
цифрового многоканального звука,
обусловлено тем, что матричная си-
стема „Dolby Stereo“ не обеспечивает
полноценного пространственного зву-
чания - хотя бы из-за монофониче-
ского тылового канала. К этому момен-
ту уже утвердились три системы мно-
гоканального цифрового кинозвука:
1
) „Digital Theatre System“
DTS (ал-
горитм сжатия „Zeta“ североирланд-
ской фирмы „AlgoRhythmic Techno-
logy“, 5.1 (6) каналов, скорость пере-
дачи данных 224 Кбит/с на канал, все-
го 1344 Кбит/с): 2) „Sony Dynamic
Digital Sound“—
SDDS (алгоритм сжа-
тия ATRAC, 7.1 (8) каналов, поток дан-
ных 142 Кбит/с на канал, всего 1136
Кбит/с); 3) „Dolby Stereo Digital“ (ал-
горитм сжатия АС-3; возможно разное
число каналов: 5.1 (6), скорость пере-
дачи данных 64 Кбит/с на канал, все-
го 384 Кбит/с,—
либо же стерео или
двойное моно, 96 Кбит/с на канал, все-
го 192 Кбит/с. Для сравнения: систе-
ма „CD Digital Audio“ предполагает
поток данных 705.6 Кбит/с на канал,
всего 1411.2 Кбит/с).
Система „Sony“ отпала сама собой,
так как „Sony“ не продавала лицензий
и не позволяла применять свою систе-
му другим фирмам, а оборудование
для SDDS имелось только в сети ки-
нотеатров „Columbia“, принадлежащей
самой „Sony“,—
все это сразу же сде-
лало систему SDDS нежизнеспособ-
ной в условиях рынка. Оставались
DTS и „Dolby Digital“. Обе они имеют
как достоинства, так и недостатки.
Система „Dolby Digital“ отличается,
мягко говоря, неважным качеством
звука, особенно в шестиканальном ва-
рианте, что обусловлено ее техниче-
скими характеристиками. При всем
том она позволяет производить запись
в формате LD таким образом, что по-
является обычная цифровая фоно-
грамма „CD Digital Audio“, а вместо
аналоговой звуковой дорожки записы-
вается фонограмма „Dolby Digital“.
Следовательно, аудиофилы могут слу-
шать обычную стереофонограмму, воз-
можно кодированную матричным спо-
собом „Dolby Stereo“, а любители мно-
гоканальных звуковых эффектов —
фонограмму „Dolby Digital“. DTS, в
свою очередь, отличается высоким ка-
чеством именно многоканального зву-
ка, однако на долю обычной цифровой
дорожки не остается ничего, так как
вместо нее и записывается многока-
нальная DTS-фонограмма. Лица, не
имеющие декодера DTS. могут слу-
шать лишь аналоговую звуковую до-
рожку. Но, поскольку фонограммы
большинства нынешних фильмов из-
начально готовятся в цифровом виде,
а запись аналоговой дорожки на LD не
практикуется с начала 1990-х, анало-
говую дорожку надо дополнительно
готовить, что создает лишнюю мороку
для персонала тон-студий и удлиняет
время подготовки фильма к выходу на
рынок.
Тем не менее Лукас, но совету сво-
его друга Спилберга, изначально отда-
вал предпочтение DTS. Число киноте-
атров, оборудованных системами деко-
дирования DTS, достигло к 1994 году
нескольких тысяч, а компания Лукаса
ориентировалась в первую очередь на
кинопрокат, поэтому и фонограммы к
фильмам на тон-студии Лукаса гото-
вились в формате DTS. С другой сто-
роны, производители домашней аппа-
ратуры и Голливуд отдавали предпоч-
тение системе „Dolby Digital“, как бо-
лее удобной для домашнего кинотеат-
ра. Кроме того, поскольку именно до-
машнее кино является инструментом
распространения Идеалов Великой
Американской Свободы, „Dolby Digi-
tal“ была сразу же поддержана Белым
домом, а Билли Клинтон собственно-
ручно привинтил на грудь Рея Долби
медаль. Выход многочисленных кар-
тин, призывающих к отстрелу инопла-
нетян под руководством бесстрашных
американских президентов и к сплоче-
нию человечества под Звездно-Поло-
сатым. с фонограммами „Dolby Digital"
и вовсе поставил DTS в безнадежное
положение. Голливуд отверг DTS, ос-
тавив ее независимым студиям, а вы-
сокая цена бытовой аппаратуры для де-
кодирования DTS сделала эту систему
достоянием богатых ливийских терро-
ристов. Такая ситуация побудила Лу-
каса начать выпуск фильмов на дисках
со звуком „Dolby Digital“, продолжая,
А у д и о М а г а зи н 2 /1 9 9 8
предыдущая страница 109 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн следующая страница 111 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст