д о м а ш н и й к и н о т е а т р
ю з
делал тайны из того, что в основу сю-
жета легли сказки, которые ему расска-
зывали в детстве. и детские игры. Вме-
сте с тем перед зрителями разворачи-
вается безбрежный океан Вселенной,
поражающий своим величием, равно
как и величием Сил Добра, его насе-
ляющих. Каждый ребенок должен обя-
зательно увидеть эту замечательную
ленту. Остается только сожалеть о том,
что достать ее у пас почти невозмож-
но, хотя сопутствующая продукция
представлена в избытке
от альбомов
с наклейками до плюшевого Дарта
Вейдера! Один экземпляр такового
уже украшает мой письменный стол.
Вернемся к дяде Лукасу. Подобно Ан-
тон Палычу, наш герой решил, что в
фильме все должно быть прекрасно —
и сюжет, и картинка, и звук. Незадол-
го до описываемых событий фирма
„Dolby Laboratories“ анонсировала
систему матричного многоканального
звука „Dolby Stereo“. „АМ“ уже писал
о сути этой системы1
. Одним из пер-
вых кинематографистов, применив-
ших новинку, был Стивен Спилберг,
приятель Лукаса, ставший к тому вре-
мени богатым и знаменитым благода-
ря фильму „Челюсти“—
и не в послед-
нюю очередь благодаря „пространст-
венному“ скрежету этих самых челю-
стей, обеспечиваемому „Dolby Stereo“.
Лукас в те поры имел смутные пред-
ставления о звуке в кино, однако по-
тенциал „Dolby Stereo“ показался ему
вполне достаточным для реализации
его творческих замыслов. Лукас со-
ставил перечень требований к про-
странственным и иным характеристи-
кам звука по каждому эпизоду филь-
ма, но во время первого же просмотра
готовой картины в кинотеатре, осна-
щенном звуковым оборудованием по
системе „Dolby Stereo“, сл ало ясно, что
звучание не соответствует ни режис-
суре, ни даже звучанию в тон-студии,
где сводилась фонограмма фильма и
где она кодировалась —
матричным ко-
дером системы „Dolby“, разумеется.
Многочисленные говорящие персона-
жи „мешали“ друг другу, кроме того,
звуки иногда исходили даже не отту-
да. откуда было задумано. Но в то вре-
мя Лукаса больше интересовала при-
быль от проката фильма, которая по-
зволит ему приступить к организации
своей собственной компании „Lucas-
Film“.
Помимо кинопроката и продюсер-
ской деятельности —
основных задач
компании Лукаса на момент ее осно-
вания —
„LucasFilm“ должна была
1 „AM" .V I (2) 95. с. 35-43: № 3(4) 95. г. 34 37.
Ред.
заниматься и кинопроизводством, а
это подразумевало организацию соб-
ственной Киностудии со студией зву-
козаписи. В дальнейшем эта студия по-
служила основой для двух других ком-
паний Лукаса, на которых в настоящее
время и держится его „империя“,—
„LucasArts“ (игры, мультимедийные
продукты и программное обеспече-
ние) и „Industrial Light & Magic“ (спец-
эффекты в кинопроизводстве и на те-
левидении, программное обеспечение
для данного профиля); неудивитель-
но, что в обеих фирмах работаю т прак-
тически одни и те же люди, выполняю-
щие, по существу, одну и ту же работу,
но для разных потребителей. Сначала
в тон-студни компании готовились
фонограммы для второй и третьей ча-
сти трилогии „Star Wars“, однако вско-
ре к Лукасу стали обращаться и дру-
гие кинопроизводители. Вскоре сту-
дия звукозаписи при „LucasFilm“ пол-
ностью переключилась па выполнение
сторонних заказов, чем и занимается
но сей день.
С увеличением числа заказов от
крупных кинокомпаний стало ясно,
что требованиям производителей фо-
нограмм фильмов должны отвечать
звуковые характеристики кинозалов.
После выхода па экраны последней
части „Звездных войн“—
„Возвраще-
ния Джеди“—
возникла программа
ТИХ, подразумевавшая составление
технических требований к акустике
кинозалов и сертификацию залов на
предмет соответствия этим требовани-
ям. Программу возглавил Томлинсон
Холман, специалист по акустике. До
поступления на работу к Лукасу он
конструировал акустические системы
в фирме „Advent“, потом пытался са-
мостоятельно выпускать кроссоверы и
оборудование для акустических си-
стем, но бросил это дело, попав в ко-
манду „великого Лукаса“. Будучи че-
ловеком, ничего не понимающим в све-
дении фонограмм и студийной звуко-
обработке, Холман слонялся но тон-
студии как неприкаянный, но вскоре
его опыт инженера-акустика оказался
очень кстати. Вполне естественно, что
разработанная при его участии акусти-
ка тон-студии компании „LucasFilm“,
расположенной на территории ком-
плекса „Skywalker Ranch“ („Ранчо
им. Скайвокера“), и послужила осно-
вой для идеологии ТНХ, получившей
свое название в честь первого студен-
ческого фильма Лукаса „ТИХ 1138“.
Символично, что тот фильмик был ан-
тиутопией в духе Замятина —
Оруэл-
ла, посвященной крушению коммуни-
стических надежд. Расшифровка аб-
бревиатуры ТНХ как „Tomlinson Hol-
man experiment“ в корне неверна, по-
скольку Холман был лишь орудием во-
площения идеи дяди Лукаса.
О сути требований, предъявляемых
программой ТНХ к способам декоди-
рования фонограмм „Dolby Stereo“,
звукоусилению и воспроизведению зву-
ка через акустические системы, напи-
сано уже немало, и, полагаю, читатели
без труда составят полное о ней пред-
ставление по любой из многочислен-
ных обзорных статей о ТНХ. Напом-
ню лишь, что во многих статьях рас-
сматривалась лишь звуковая часть
программы ТНХ, а требования к изо-
бражению даже не упоминались. На
самом деле основные рекомендации
ТНХ поначалу касались именно харак-
теристик проектора, экрана и помеще-
ния, в то время как требования к звуку
составляли вторую часті) технической
документации. Качество изображения
являлось серьезной проблемой, так
как, несмотря на усилия разработчи-
ков и производителей проекционной
аппаратуры, на экране возникали все
те же лиловые лица. К середине вось-
мидесятых многие престижные кино-
залы в Америке были модернизиро-
ваны в соответствии с требованиями
ТНХ, а производители кинопроекци-
онного и звукоусилительного оборудо-
вания для кинотеатров приобрели ли-
цензии на применение патентованных
технических решений компании „Lu-
casFilm“. Производители фильмоко-
пий также не оставили рекомендации
ТНХ без внимания, и число лиловых
лиц на киноэкранах к началу девяно-
стых значительно снизилось. Правда,
ряд акул кинобизнеса, делавших став-
ку на боевики и эротику („порнуха“ и
„экшн“ все время идут рука об руку -
прямо-таки союз Афродиты и Ареса),
намеренно игнорировали эти рекомсн-
А уи и о
2 /1 9 9 8
предыдущая страница 105 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн следующая страница 107 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст