МУЗЫКА f f i
та
— не оговорка и не неточность, но важ ны й элем ент автор-
ской гипотезы.
"П рослуш ивание классической музыки, то есть хорош о извест-
ной музыки с самыми обычными правилами сем антической ор-
ганизации. показы вает, что факторы , считаю щ иеся в теории му-
зыки наиболее сущ ественны ми (разреш ение аккордов, повторе-
ние доминанты ), оказываю т
вт о р о ст еп ен но е
влияние на
х у д о -
ж ест венное зн а ч е н и е
произведения.
И н вер т и р о ва н и е м у зы -
ки,
разруш аю щ ее эти факторы ,
н е и зм е н я е т ее ско льк о -н и б уд ь
зам ет ны м образом .
Когда имеют дело с очень слож ны м музы -
кальным сигналом, в котором для обогащ ения звукового о бъек-
та использую тся все возмож ности оркестра (А. М оль ссы лается
при этом на „Весну свящ енную " И. Стравинского. —
М . Б .) ,
ока-
зы вается, что богатство звукового объекта
п о лн о ст ью с о х р а -
няет ся при и н в ер с и и
...» А следом идет поразительное наблю де-
ние: «.
..значительная часть молодых слуш ателей (1 6 -2 2 -х лет)
в некоторых случаях
п р едпочит ает
исходной музыке инверти-
рованную» (2 2 5 -2 2 6 : курсив мой. —
М . Б .).
Со врем ени и здан и я этой книги прош ло м ного л е т , она в
значительной мере утратила свое влияние, и мож но было бы не
приводить столь обш ирных вы-
держ ек из нее и не комментиро-
вать эти странные заявления, ес-
ли бы не то обстоятельство, что
предлагаемый в них подход, ко-
гда в качестве исходного прин-
ципа игнорируется порядок следования звуков в анализируем ом
музыкальном тексте, не стал основой одного из современны х м е-
тодов анализа музыки.
Вот как описы вается этот метод: «Теория Ф орте, представляю -
щ ая собой адаптацию м атем атической теории групп, является
очередным и почти демонстративны м примером использования
в теории музыки и предлагаемом музы кальном анали зе абстракт-
ного,
вневрем енного,
лиш енного связи с
непосредст венны м вос-
прият ием
способа интерпретации музы кального произведения
как некоей графической записи, не ассоциированной с какой-ли-
бо ее реальной звуковой формой.
.. Предметом теоретических изы -
сканий.
.. оказы ваю тся только отнош ения меж ду абстрактны м и
группами „высотных ком плексов" (pitch-classes), вы члененны х
из какого-либо фрагмента партитуры»-.
Ясно, что для подобного подхода к анали зу музыки вы двину-
тые А. М олем соображ ения об инверсии являю тся мощной эсте-
тической платформой и даж е в некотором роде социологическим
обоснованием.
П рислуш иваться ли к этим соображ ениям ? Д ействительно ли
проигрывание звукозаписи произведения от конца к началу не
только не уничтож ает его. произведения, эстетическую ценность,
но — напротив — ум нож ает ее? И наконец, только ли в случае
справедливости этой гипотезы мож но говорить об измеримости
заклю ченной в худож ественном творении информации и есть ли
‘A. Jarzebska.
Teoria kompleksow serialnych (set-complexes) Aliena Forle’a.
— «Muzyka» (Warszawa). 1994. № 3. S. 37. Курсив в цитате мой. Речь
идет об известном американском музыковеде А. Форте, в течение долго-
го времени возглавлявшем авторитетный журнал «Journal о( Music
Theory» (N.-Haven. Yale School/Univ.). Cp. также показательное сужде-
ние из книги В. Н. Холоповой «Музыка как вид искусства» (М.
. 1994.
с. 74): «В одном немецком теоретическом труде приведено полифониче-
ское обращение (инверсия) моиартовской симфонии соль минор (экспо-
зиция I части.
..), которое звучит гармонически совершенно правильно!
То есть нетленный шедевр.
.. столь совершенен, что допускает вариант
внутри самого себя —
гениальное произведение самопорождает еще
одно гениальное произведение
». Даже если принять на веру наблюде-
ние немецкого музыковеда, цитирующий его автор в своей оценке допуска-
ет по крайней мере две неточности. Во-первых, гармоническая правиль-
ность еще не есть свидетельство
гениальности:
ведь нельзя назвать ге-
ниальным творением великолепно выполненную гармоническую задачу.
Во-вторых, инверсию (или обращение — это не одно и то же!) ни в коем
случае нельзя считать вариантом моцартовского текста: еще неизвестно,
поставил ли бы Моцарт под ним свою подпись
в таком случае необходимость в этих измерениях?
Надо полагать, эти вопросы, при всей очевидности ответов на
них для многих музы кантов, лю бителей музыки, нуж даю тся в рас-
смотрении. Их нельзя просто игнорировать: в этом случае все-
гда найдутся ж елаю щ ие вновь их поставить.
II
П опытки изм ерить худож ественную (эстети ческую )3 инф ор-
мацию все ж е имели место, причем их предпринимали не искус-
ствоведы, мало искуш енны е в методах матем атической стати сти-
ки, но именно те учены е, выводы которы х мож но принять как
бесспорно авторитетны е, поскольку они сделаны с использова-
нием современного научного аппарата. Одним из пионеров тако-
го рода исследований, посвятивш им этой проблеме серьезны е ра-
боты , оказался академик А. Н. Колмогоров; в дальнейш ем эста-
ф ету у него подхватили другие учены е.
Вывод, к которому он приш ел, гласит, что поэтические тексты
несут огромную информацию , делаю щ ую практически невозм ож -
ным какое-либо моделирование поэзии. Но что сам ое лю бопыт-
ное — попытки количественного описания заклю ченной в худо-
ж ествен н ы х т ек с та х и н ф орм а-
ции п р и во д ят к а с т р о н о м и ч е -
ским цифрам, независим о от то-
го. идет ли речь о романе в сти -
хах (в «Евгении О негине» 1020
состояний) либо об одной стро-
ке О. М андельш там а («Ж елезны й мир так нищ енски дрож ит» —
216 конфигураций лексико-сем антических вариантов).
О днако и эти подсчеты весьма далеки от подлинной картины,
ибо они опираю тся только на информацию , заклю ченную в са-
мом анализируем ом тексте, а меж ду тем информация, как пра-
вило, далеко выходит за его пределы. Ведь когда воспринимает-
ся худож ественн ое произведение, количество получаемой при
этом информации напрямую зависит и от того, в какой
конт екст
это произведение вклю чено. Ясно, что восприятие, например. П я-
той симфонии Ш уберта и, следовательно, количество получае-
мой при этом информации зависят от того, знает ли слуш атель
симфонии М оц арта и Гайдна: переклички, которые возникаю т
меж ду этими сочинениям и, создаю т дополнительны е обертоны ,
обогащ ая получаемую информацию . «Ни один поэт, ни один ху-
дож ни к в лю бом из искусств не раскры вается целиком сам по
себе. Смысл его творчества, его ценность обретает полноту лиш ь
в сопоставлении с поэтами и худож никами прош лого», — пишет
Томас С тернз Элиот.
Итоги измерений эстетической информации были сф орм ули-
рованы следую щ им образом: «У никальность всякого произведе-
ния.
.. искусства ведет к практической невозм ож ности постанов-
ки задачи статистического определения количества информации
в нем (хотя тенденцию к созданию таких произведений можно
было бы описать как стрем ление к отбору текстов, несущ их м ак-
сим альное количество инф орм ации)4.
О трицательны й опыт в науке не менее важ ен, знание о том,
что подсчитать точное количество информации в худож ествен-
ном творении невозм ож но, позволяет поставить вопросы: чем ж е
отличается худож ественная инф орм ация от всякой иной — неху-
дож ественной, что именно делает худож ественны е тексты столь
инф орм ационно насы щ енны ми?
И сследования худож ественной речи, которые велись в М осков-
ском и П раж ском лингвистических круж ках в 2 0 -3 0 -е годы на-
ш его столетия, преж де всего одним из крупнейш их лингвистов
и литературоведов века Романом Якобсоном, даю т на эти вопро-
сы ответ, полностью противоречащ ий вы кладкам А. М оля. Он
гласит, что в худож ественной речи (коль скоро мы имеем дело с
' Представляется, что коль скоро речь идет об информации, заключенной
в художественном тексте, а не в эстетических трудах, то более коррект-
но обозначить ее как
художественную',
тем не менее в дальнейшем из-
ложении оба термина используются как синонимы.
1
Вяч. Вс. Иванов.
Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем.
М . «Сов. радио». 1978. с 160-161
ПОСЛЕ ПОЯВЛЕНИЯ ЭТОЙ КНИГИ КАЗАЛОСЬ, ЧТО ТЕПЕРЬ
В РУКАХ ИСКУССТВОВЕДОВ — ОБЪЕКТИВНЫЙ ИНСТРУ-
МЕНТ ОЦЕНКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЕНИЯ
АУДИО МАГАЗИН 1/1998
предыдущая страница 98 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 100 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст